Оба брата, и Остап и Андрий, были красавцами-молодцами. Мужественый, сдержанный, сильный, любящий Родину Остап, обладающий чувством собственного достоинства и не уронивший чести казака, готов был сражаться с врагами до последней капли крови. Вынес тяготы плена и достойно умер. Андрий же порывистый, увлекающийся, влюбившись в польскую панночку, изменил Родине, Сечи, родителям и перешёл на сторону поляков. За предательство был убит отцом Тарасом Бульбой.Остап, конечно, вызывает уважение, а Андрий -- презрение.
Для внутреннего мира Лермонтова характерно ощущение грядущей человеческой катастрофы. В «Три паль мы» мы находим ситуации, сходные с теми, что возникают в «Демоне», <<Мцыри» и «Герое нашего времени». Душа, открытая миру, встречает на своем пути озлобление, обман, неблагодарность. Так и три пальмы, казалось бы, дождавшиеся осуществления своей мечты, гибнут жертвой человеческой жестокости. Основную мысль можно определить так: пальмы — символ юных существ, полных жизненных сил и благих порывов, жаждущих послужить людям, принести пользу человечеству. Кажущееся осуществление мечты делает конечный исход еще более трагичным — неожиданная гибель, смерть вместо благодарности за содеянное добро, за бескорыстную самоотдачу. Так в аллегорической форме выражено близкое поэту ощущение социально-нравственной катастрофы. Текстуальная близость этого стихотворения обнаруживается с «И скучно и грустно…». Образ пустыни у Лермонтова возникает в стихотворениях «Пророк», «Выхожу один я на дорогу», в поэме «Демон» и имеет символический социально-философский смысл.