страх – одна из сильнейших человеческих эмоций, возникающая в момент опасности. испытывая страх, человек, как правило, перестаёт адекватно оценивать ситуацию, теряет контроль над собой и своими поступками. страх испытывают все без исключения. можно ли это состояние считать постыдным? мне кажется, что нет. стыдно не испытывать страх, а поддаться страху и совершить неправильный поступок. для подтверждения своей мысли обращусь к рассказу ю.казакова «тихое утро». два мальчика, деревенский яшка и городской володя, отправляются на утреннюю . яшка ведёт своего приятеля к самому «рыбному» месту- омуту, бочагу, в котором, по словам мальчика никто не купается, потому что тут засасывает, «вода, как лёд, вниз утягивает, а на дне осьминоги». во время большой ком земли, на котором стоит володя, сползает в реку, мальчик падает в воду и начинает тонуть. первая реакция яшки – бежать. чувствуя слабость в ногах, он не может справиться с нахлынувшим на него страхом, «в груди и животе стало холодно от ужаса: он понял, что володю схватил осьминог». володя издавал страшные звуки, а яшка что есть сил карабкался наверх, выскочил на луг и побежал. но вдруг его обожгло мыслью: убежать нельзя. яшка бросается в воду и спасает володю от неминуемой гибели. писатель показывает, как страшно яшке в этой ситуации и как он борется со своим страхом, со своей слабостью. пережив такое потрясение, мальчик горько плачет от радости и от пережитого страха. экстремальная ситуация, которую рисует в рассказе писатель, оказывается своеобразной проверкой для героя. поборов страх, бросившись спасать друга, рискуя собственной жизнью, яшка совершает поступок, достойный мужественного и отважного человека. своим поведением он подтверждает пословицу"друг познаётся в беде"
многовековой челове?
ческой культуре на?
дежно укоренилось «пред?
ставление о благости и на?
сущности единения человека и природы, об
их глубинной и нерасторжимой связанно?
сти»1
.
Субъективно осмысленный образ приро?
ды неизменно присутствует в мифе, антич?
ном эпосе, фольклорных произведениях,
в литературе различных эпох. Безусловно,
каждый этап развития литературы привно?
сил свое, новое и оригинальное, в воссозда?
ние образа природы. По мере расширения
круга познаний человека (познание себя,
другого, окружающей действительности)
усложнялись и его представления о природе
и мире в целом. Познание «есть выход из се?
бя <...> из данного пространства и данно?
го времени в другое время и пространство
<...> преодоление уединенности и раздель?
ности <...> один из выхо?
дов из одиночества, выход
к другому «я», к миру,
к Богу»,— писал философ
Н. А. Бердяев2
.Другой мыслитель — И. А .
Ильин — в своих размышлениях перекли?
кался с Н. Бердяевым, утверждая, что «вели?
чие и значительность природы» может «вы?
звать» в человеке стремление к духовной
любви, к Богу3
.
Человек — природа — космос — любовь.
Эта формула, бесспорно, согласуется с ли?
тературными исканиями и представлениями
двух писателей разных эпох — И. А. Бунина
и Ю. П. Казакова — о непостижимом, таин?
ственном Всебытии (Бунин). Размышления
о гармонии существования человека и при?
роды, человека и космоса занимали одно из
важных мест в творчестве большого мастера
слова И. А. Бунина и уверенно набиравшего
художественную силу Ю. П. Казакова.