Гаврика в Пете привлекало добродушие, готовность нуждающимся, общительность и верность в дружбе. А в целом их сближало стремление к героическому, честному, справедливому, восприимчивость к красоте природы.Читатели обращаются к тексту главы «Честное благородное слово». Они говорят, что, описывая увиденное на пароходе, Петя кричал на всю улицу; он так размахался руками и так распрыгался, что опрокинул у какой-то лавочки корзину с рожками; он возбужденно орал, тяжело переводя дух; окончив свою историю, поспешно облизал губы и тотчас, без передышки, стал рассказывать ее опять с самого начала.Как ведет себя Гаврик, слушая рассказ друга? Ведь он всего лишь ребенок, и у него тоже есть жгучая тайна, по сравнению с которой Петины приключения не стоили выеденного яйца. В душе Гаврика идет страшная борьба, его терзают сомнения: рассказать или смолчать. Он кусал губы и грыз себе руку у него в глазах стояли слезы; язык чесался до такой степени, что иногда мальчик с силой сжимал себе пальцем губы.Появление арестанта в сопровождении солдат конвойной команды вернуло Гаврику самообладание, как бы наглядно показывая, 410 ждет доверившегося им с дедушкой человека при малейшей допущенной с их стороны неосторожности.
Природа писателю глубже проникнуть в изображаемое событие, охарактеризовать героя, точнее определить время и место действия. В своих произведениях И.С. Тургенев не раз пользуется описаниями природы, которые делают художественный текст выразительнее, красочно богаче.Например, в основе названия одного из рассказов цикла «Записки охотника» – точно указанное место, Бежин луг, на котором разворачиваются основные события произведения. Заблудившись, рассказчик вышел к Бежину лугу, где и познакомился с крестьянскими ребятишками, которые говорили о народных поверьях, приметах, веры людей в добрых и злых духов. Рассказ «Бежин луг» начинается с описания прекрасного летнего июльского дня. Здесь И.С. Тургенев использует эпитеты: «заря… разливается кротким румянцем», «солнце – не огнистое, не раскаленное», «лиловый… туман», «цвет небосклона, легкий, бледно-лиловый», метафоры: «солнце… мирно всплывает», «облака… почти не трогаются с места», «краски все смягчены», сравнения: «облака исчезают… как дым», «как бережно несомая свечка… вечерняя звезда», которые передают красоту, разлитую в природе. Пейзажные зарисовки отражают отличное настроение, прекрасные впечатления рассказчика. Состояние безмятежного покоя, тишины, исходящее от природы, передается и читателю, который становится как бы соучастником событий и чувствует, так же как и рассказчик, все грани июльского дня и наступающего вечера: и «алое сияние… над потемневшей землей», и «печать какой-то трогательной кротости», и «накопившийся зной», и запах полыни, ржи, гречихи. Смена пейзажа передает изменяющееся настроение рассказчика, его тревогу, волнение. Вместо ярких красок летнего дня появляются темные и черные цвета: «темным и круглым буром», «угрюмый мрак», «чернея», «синеватая воздушная пустота». Природа отражает состояние охотника, поэтому используемые писателем эпитеты и метафоры создают атмосферу страха: в лощине «было немо и глухо», «места, почти совсем потонувшие во мгле», «нигде не мерцал огонек, не слышалось никакого звука», «очутился над страшной бездной». Вместе с рассказчиком читатель тоже ощущает страх и волнение. Таким образом, пейзаж в рассказе «Бежин луг читателю глубже передать изменяющееся настроение рассказчика. И.С. Тургенев – мастер пейзажных зарисовок, поэтому природа у писателя – тот художественный образ, который раскрывает психологическое состояние героев.