рассказ "переполох" - это произведение, где антон павлович чехов блистательно продолжает тему "маленького человека", открытую его великим предшественником николаем васильевичем гоголем.
, как всегда у чехова, проста и незамысловата.
молоденькая гувернантка машенька павелецкая, вернувшись в дом своих хозяев, убеждается, что в её комнате производился обыск. у хозяйки - федосьи васильевны, пропала дорогое украшение и под подозрением в краже находится вся прислуга.
нет у федосьи васильевны ни малейших сомнений в том, что все её действия достойны и приличны - как же - она ищет вора.
машенька принимает решение покинуть дом своих хозяев, не находя в себе сил продолжать жить там с клеймом воровки.
но тут николай сергеевич признаётся машеньке, что украшение взял он. казалось бы, человек искренне извиняется за причинённое оскорбление, но, извиняясь, николай сергеевич уже давно простил себя за всё. и дом, и драгоценности - это его собственность, потому он всего лишь взял своё.
не забывает николай сергеевич машеньку, что ни при каких обстоятельствах в краже не признается.
он совершенно искренне пытается удержать машеньку от ухода, недоумевая, неужели такой пустяк, как плевок в душу, может подвигнуть человека на столь решительный поступок.
и мы испытываем не меньшее омерзение по отношению к мягкому и нерешительному николаю сергеевичу, как и к его самодовольной и хамоватой .
чехов не трибун и не обличитель, пригвождать к позорному столбу - не его функция. он рассказал маленькую житейскую и, как всегда, право сделать выводы предоставил читателю.
(надеюсь суть передала правильно)
Что такое понимание? В первом приближении, это совпадение «карт мира» в сознании разных людей, единодушие по поводу какой-либо информации — мыслей, представлений, чувств, желаний и так далее. Мы хорошо воспринимаем то, что нам близко и знакомо, и гораздо хуже — то, о чем мы не информированы. Ибо, чисто подсознательно, многих страшит новая, неведомая, сложная информация. А вот всё известное «братья по разуму» воспринимают как свое и именно тогда понимают друг друга. Это означает, что для того, чтобы добиться взаимопонимания, необходимо долго и упорно усваивать все многообразие информации — дабы научиться воспринимать чужое как свое. Научиться понимать, видеть, слышать — сложное искусство, которым овладевают немногие. Немногим дано понимать других, поставить себя на чужое место, воспринять непривычное, стать терпимым, замечать невидимое, принимать других такими, какими они есть. Для многих людей понять другого человека — все равно что обнять кактус или поцеловаться со змеей. Почему так? Потому что понимать других — не только добродетель или достоинство, но — огромный и тяжкий труд, большая и недоступная культура. В молитве матери Терезы есть такие слова: «Господи мне почесть благо ближнего превыше моего собственного. Да буду я трудиться понять его, а не искать у него понимания, да буду я трудиться любить его, а не искать у него любви…» «Трудиться понять ближнего», труд понимания во многом соразмерен огромному труду любви.