Молчалин в представлении Софьи и в действительности
Комедию Александра сергеевича Грибоедова недаром называют "бессмертной почти два века с момента ее написания, но она нисколько не устарела. Этому есть несколько причин, одна из которых - любовная линия и образы персонажей, которых мы можем встретить и сейчас. Один из таких образов - Молчалин. Чацкий был прав, говоря: "Молчалины блаженствуют на свете". Карьерист и подхалим Молчалин умудряется завоевать сердце Софьи - неглупой, но, видимо, излишне романтичной девушки. Влюбленная Софья идеализирует Молчалина и горячо защищает его в разговорах с Чацким.
Софье нравится, что Молчалин "услужлив, скромен, тих". Софья хвалит его за умение найти подход к любому человеку. Она считает его вежливым, предупредительным: "от старичков не ступит на порог". Молчалин - большой мастер выгодно себя подать, пустить пыль в глаза окружающим. Он умеет манипулировать людьми, чтобы добиться своих целей. Поэтому неудивительно, что Софья попалась на его удочку.
Чацкий же видит насквозь его неискреннюю, двуличную, лицемерную натуру и высмеивает его, чем вызывает гнев Софьи. По большому счету, молчалин "погорел" из-за мелочи: его разговор с Лизой услышала Софья. Не будь этого разговора, он бы непременно скоро достиг бы "степеней известных".
Відповідь:
Лизавета Ивановна — бедная воспитанница, невольно главному герою Германну проникнуть в спальню старой графини, раскаивающаяся в этом и (о чем читатель узнает из Заключения) в конце концов выходящая замуж «за очень любезного молодого человека» . Отныне она обеспечена, при ней воспитывается бедная родственница» .
Образ Л. И. помещен в сюжетное кольцо; от начала к концу се жизнь совершает оборот вокруг оси; социальный сценарий остается прежним — меняются лишь исполнительницы ролей; люди перемещаются из одних «клеточек» в другие — как карты на ломберном столе. Есть ли в этом перемещении закономерность, предрешенность — до конца неясно; контрастный пример «несчастного» Германна и «счастливого» Томского подтверждает это, пример Л. И. отчасти опровергает. По своему положению в свете она не могла надеяться на счастливый брак; ее личная участь — нетипична и заранее непредсказуема. Это тем заметнее, чем более типична и предсказуема сама жизненная «модель» , которую Л. И. воспроизводит в своей дальнейшей судьбе: богатая хозяйка и бедная родственница.
Ее положение в большом свете — жалко; в общество «равных» ее не вывозят; старуха эгоистична и устройством брака Л. И. не занимается. Во многом именно потому, что у одинокой воспитанницы нет надежды на «достойное» знакомство, ее самолюбивым сердцем столь легко овладевает военный инженер Гер-манн, замысливший выведать тайну «трех карт» , которой владеет старая графиня. На третий день после того, как он узнает о существовании тайны, Германн впервые появляется из-за угольного дома под окнами Л. И. ; еще через семь дней она уже интересуется у внука графини Томского, кого тот собирается представить бабушке — военного, инженера? Ни читатель, ни тем более сама героиня не ведают, что она уже попала во власть числовой символики трех карт (3-й день — тройка, неделя — семерка) ; что мнимый влюбленный постепенно превращает ее в орудие заговора против судьбы, олицетворенной для него в графине. «Молодая мечтательница» вступает в осторожную (не слишком откровенную, не слишком холодную) переписку с Гер-манном. Но не проходит трех недель (тройка, семерка; трижды семь — двадцать один, «очко» по карточной терминологии) , как военному инженеру назначено ночное свидание и описан проникновения в дом старой графини. То есть невольно проложен путь к ее (невольному же! ) убийству.
Пояснення: