Жестокость всегда имеет ужасные последствия, особенно в семье. Подобный пример описал Н. В. Гоголь в повести «Тарас Бульба». Главный герой, матерый боец Тарас Бульба, встречает своих сыновей, Остапа и Андрия, после учебы. Он практически сразу везет их в Запорожскую Сечь, чтобы они сражались наравне с другими казаками за свою Родину и веру. Это был очень жестокий поступок по отношению к жене Бульбы – она только встретила после долгой разлуки своих детей, а Тарас увозит их из дома на места боев, откуда они не вернутся. Гоголь достаточно подробно описывает жизнь несчастной женщины: она редко видела мужа, который оскорблял и бил ее, быстро постарела, и все ее чувства были направлены на Остапа и Андрия, которые уже выросли и покидают ее. Возможно, материнское сердце чувствовало трагедию: когда они уезжали, она догнала их и остановила лошадей, чтобы обнять в последний раз «с какою-то помешанною, бесчувственною горячностию». Жестокость отца обернулась трагедией для всей семьи: мать лишилась детей, Андрий предал родину, чтобы найти любовь и доброту в другом месте, а Остап так и не продолжил свой род, так и не изведал счастья, лишившись жизни в цвете лет. Разбив семью ради своих амбиций, Тарас и сам потерял всех своих близких людей. После смерти сыновей его род угас окончательно.
Жестокость всегда наиболее очевидна на войне. Нельзя не отметить ярость и кровопролитие казачьего восстания: Гоголь описывает разрушительные последствия набегов казаков, мертвых животных и людей убийства, пытки. Так, например, поляк описывал казнь воинов, среди которых был Остап, с каким-то удовольствием, без отвращения и жалости. Остапу на глазах толпы ломали кости рук и ног, и только некоторые отвели глаза. А во время битвы один из казаков накинул противнику аркан на шею и волок его по полю. Писатель осуждает подобную жестокость, он называет пытки порождением «свирепого века», когда люди еще не научились гуманности. Но война не оставляла им выбора, она ожесточала участников бойни по обе стороны баррикад. В результате кровопролитные стычки растянулись на месяцы и годы, люди, сошедшие с ума от войны, не могли остановить круговорот гнева и ярости.
Верный Коля Колокольчиков, и быстрый ловкий Сима Симаков, и гордая Женя, тайно семьям фронтовиков, пожилым или больным людям.
Сложны отношения Тимура и ребят со взрослыми, которые не всегда понимают их и не во всем верят. Дядю Тимура — Георгия и сестру Жени — Ольгу смущает-тайна, которой окружена эта игра. «Наши игры были просты и всем понятны»,— говорит Георгин Тимуру. Но мечтатель и фантазер Тимур уверен в своей правою: ведь он хочет, чтобы все было хорошо, чтобы все были спокойны. Перед его глазами «блестят и мерцают» прямые, острые лучи красных звезд, которые зажжены им на домах тех, кто ушел в Красную Армию. Книга эта написана в тревожное предвоенное время, когда вплотную встал вопрос о готовности к военным испытаниям разных поколений общества.
В юном поколении Страны Советов Гайдар увидел новые черты и воплотил их в Тимуре Гараеве и его друзьях.
"– Сумасшедшая девчонка! – резко и почти испуганно прокричал тот же голос. – Оставь штурвальное колесо и беги прочь. Сейчас примчатся… люди, и они тебя поколотят.
Женя бросила трубку, но было уже поздно. Вот на свету показалась чья-то голова: это был Гейка, за ним Сима Симаков, Коля Колокольчиков, а вслед лезли еще и еще мальчишки.
– Кто вы такие? – отступая от окна, в страхе спросила Женя. – Уходите!.. Это наш сад. Я вас сюда не звала.
Но плечо к плечу, плотной стеной ребята молча шли на Женю. И, очутившись прижатой к углу, Женя вскрикнула.
В то же мгновение в просвете мелькнула еще одна тень. Все обернулись и расступились. И перед Женей встал высокий темноволосый мальчуган в синей безрукавке, на груди которой была вышита красная звезда.
– Тише, Женя! – громко сказал он. – Кричать не надо. Никто тебя не тронет. Мы с тобой знакомы. Я – Тимур.
– Ты Тимур?! – широко раскрывая полные слез глаза, недоверчиво воскликнула Женя. – Это ты укрыл меня ночью простынею? Ты оставил мне на столе записку? Ты отправил папе на фронт телеграмму, а мне прислал ключ и квитанцию? Но зачем? За что? Откуда ты меня знаешь?
Тогда он подошел к ней, взял ее за руку и ответил:
– А вот оставайся с нами! Садись и слушай, и тогда тебе все будет понятно.
еподалеку от Тимура сидела Женя и настороженно прислушивалась и приглядывалась ко всему, что происходит на совещании этого никому не известного штаба. Говорил Тимур:
– Завтра, на рассвете, пока люди спят, я и Колокольчиков исправим оборванные ею (он показал на Женю) провода.
– В саду дома номер тридцать четыре по Кривому переулку неизвестные мальчишки обтрясли яблоню, – обиженно сообщил Коля Колокольчиков. – Они сломали две ветки и помяли клумбу.
– Чей дом? – И Тимур заглянул в клеенчатую тетрадь. – Дом красноармейца Крюкова. Кто у нас здесь бывший специалист по чужим садам и яблоням?
– Я, – раздался сконфуженный голос.
– Кто это мог сделать?
– Это работал Мишка Квакин и его под названием «Фигура». Яблоня – мичуринка, сорт «золотой налив», и, конечно, взята на выбор.
– Опять и опять Квакин! – Тимур задумался. – Гейка! У тебя с ним разговор был
Ладно! Квакиным мы займемся особо. Давайте дальше.
– В доме номер двадцать пять у старухи молочницы взяли в кавалерию сына, – сообщил из угла кто-то.
Вскочил Сима Симаков и зачастил уверенно, без запинки:
– В доме номер пятьдесят четыре по Пушкаревой улице коза пропала. Я иду, вижу – старуха девчонку колотит. «Я кричу: „Тетенька, бить не по закону! “ Она говорит: „Коза пропала. Ах, будь ты проклята! “ – „Да куда же она пропала? “