Объяснение:
Д.И. Фонвизин - известный драматург и публицист 18 века .Он вступал в полемику с самой императрицей ,надеясь просветить ее и тем самым удержать от необдуманных и серьезных проступков .Но его теория просвещённой монархии потерпела фиаско .Екатерина 2 - сочла Фонвизина своим врагом и стала препятствовать его творчеству."Придворную грамматику " запрещали ,писали ,что автор клевещет на императрицу и ее двор .О своих просветительских взглядах в борьбе с самодержавием и крепостничеством драматург сумел рассказать и показать в пьесе "Недоросль" Ведь именно в ней государственный чиновник Правдин берет под опеку имение Простаковой за бесчеловечное отношение к своим крепостным крестьянам.Это были мечты Фонвизина .Его желания .В жизни так случалось крайне редко .Просветить монархов сложно .Но Пушкин говорил :"Сатиры смелый властелин ,блистал Фонвизин ,друг свободы" Вот это идеалы и пытался донести до власти драматург .В его "Недоросли" мы встречаем и открытую критику самодержавия .Об этом говорит рупор идей автора -Стародум:
"...Начинаются чины – перестает искренность..." "...Тогда не знали еще заражать людей столько, чтоб всякий считал себя за многих. Зато нонче многие не стоят одного..." "...имей сердце, имей душу, и будешь человек во всякое время. На все прочее мода: на умы мода, на знания мода, как на пряжки, на пуговицы..." "... [без души] просвещеннейшая умница – жалкая тварь. Невежда без души – зверь. "...чины нередко выпрашиваются, а истинное почтение необходимо заслуживается..." "...гораздо честнее быть без вины обойдену, нежели без заслуг Так во что верит Фонвизин ?В силу разума ,в здравый смысл ,в милосердие ,в порядочность ,честность ,ответственность и благоразумие .,в долг и честь человека! Этому у него научился А.С.Пушкин ,который впоследствии скажет: !"..В мой жестокий век восславил я свободу и милость к падшим призывал"
Тридцать с небольшим лет после гибели Николая Рубцова. Теперь четко выявились свойства, присущие всем крупнейшим русским поэтам: известность его неизменно возрастает, круг ценителей поэзии расширяется.
Четыре сборника стихотворений успел издать поэт за свою короткую жизнь. Уже первый («Звезда полей», 1967 год) явил людям сложившегося поэта со своим свежим голосом.
Первые стихи Рубцова — о России, о любви к родине:
С каждой избою и тучею,
С громом, готовым упасть,
Чувствую самую жгучую,
Самую смертную связь.
Одним из наиболее зрелых и значительных стихотворений является «Звезда полей», написанное поэтом в 1964 году. Звезда выступает символом вечности. Поле, как и купол неба — излюбленные образы автора. Однако символ «звезда полей» несет и социальную нагрузку: она горит над мирно спящей родиной. Ощущение необъятности русской земли подчеркивается поэтом. На родине «звезда полей» горит «ярче и полней»:
И счастлив я, пока на свете белом
Горит, горит звезда моих полей…
У Николая Рубцова есть стихотворение, написанное по мотивам картины Левитана «Вечерний звон». Название его — «Левитан». Здесь — и чувство скоротечности времени, и подведение итогов, и благодарность. Богу, что жил на этой преклонной Земле.
И колокольцем каждым в душу
До новых радостей и сил
Твои луга звонят не глуше
Колоколов твоей Руси.
В последние годы жизни Рубцова религиозные искания предопределили его творчество. «Книга Иова», в которой описывается, как Иов усомнился в божественной справедливости, когда Бог рассказал ему о тайне творения, не случайно оказалась среди книг, читаемых поэтом.
Скажите, знаете ли вы
О вьюгах что-нибудь такое:
Кто может их остановить,
Когда захочется покоя?
Свобода поэзии тоже не может быть абсолютной, она зависит от Создателя, который вложил в сердце мудрость:
Вот так поэзия, она
Звенит — ее не остано
вишь,
А замолчит — напрасно стонешь!
Она незрима и вольна…
Эти мысли при советской власти были под запретом, но Николай Рубцов старался хотя бы намекнуть на них. Таково знаменитое стихотворение «Тихая моя Родина…»:
Купол церковной обители
Яркой травою порос.
Прекрасны строки из возвышенного стиха «Я буду скакать…»:
И храм старины, удивительный, белоколонный,
Пропал, как виденье, меж этих померкших полей, —
Не жаль мне, не жаль мне растоптанной царской короны,
Но жаль мне, но жаль мне разрушенных белых церквей.
В стихотворении «Гость» почти впрямую выражена мысль о Боге. Конечно же, поэтому при жизни автора оно не было опубликовано:
Красным, белым и зеленым
Нагоняем сладкий бред…
Взгляд блуждает по иконам…
Неужели Бога нет?
Николай Рубцов — думающий поэт. Он болезненно сознает ужас безверия.
В своих стихах поэт откликался и на прогрессивные темы. Но в зрелые годы он не поддавался безоглядному преклонению перед современным прогрессом. Стихотворение «Поезд» рассказывает об этом:
Вот он, глазом огненным сверкая,
Вылетает… Дай дорогу пеший!
На разъезде где-то, у сарая,
Подхватил меня, понес меня, как леший!
Вместе с ним и я в мглистом
Уж не смею мыслить о покое…
Иронично звучит заключительное четверостишие. Современные исследователи творчества Н. Рубцова не акцентируют внимания на этих строках…
Но довольно! Быстрое движение
Все смелее в мире год от году,
И какое может быть крушенье,
Если столько в поезде народу?
Критик В. Белков писал о Рубцове так: «Парадокс состоит в том, что чем талантливее человек, тем грозней его слова, тем неизбежней слова его становятся плотью событий».
Читая стихи Николая Рубцова, не устаешь удивляться всему, что существует на Земле и вместе с поэтом думаешь о вечном.
Я понимаю слова "самого главного глазами не увидишь" мудрого Лиса так: за прекрасной внешностью может скрываться скверная душа. Лис дает повод порассуждать над человеческими взаимоотношениями. При знакомстве с человеком мы сперва обращаем свое внимание на его внешний вид: черты лица, рост, фигура или одежда. Но гораздо важнее то, что внутри. Ведь пока не узнаешь человека поближе -- не сможешь увидеть самого главного, а глазами этого не увидишь.