Это очень хороший призыв, по-моему. Земля, как известно, наш дом, поэтому нужно содержать его в чистоте. А тут понятно, что люди уже его очень засорили. Люди думали о другом… О хорошей жизни, о развитии науки, конечно. Или иногда не думали ни о чём. После них потомки как-нибудь сами разберутся. Не хочу никого осуждать, но засорили планету знатно.
И мы сейчас только начинаем понимать трагедию. Наверное, мы тоже не думали бы об этом, но появились озоновые дыры, животные стали попадать в Красную книгу… Так человек может не убирать дома, но вдруг должны вернуться родители!.. Нет, мы не ждём ещё в гости инопланетян, но просто из чистоплотности, из заботы о природе пора задуматься об очищении планеты. Кстати, а интересный вариант. Если бы людям сообщили, что инопланетяне прилетят через год… Стали бы мы наводить порядок? Вот улицы убирают, бордюры ведь красят, когда приезжает важный гость! Наверное, только так мы бы смогли не рассуждать, а все собраться и почистить Планету. Тогда инопланетянам бы у нас было приятно, а нам не было б стыдно за самих себя! Нужно пустить такой слух, я поняла.
Тут надо подумать о том, что каждый из нас может сделать. Конечно, экономить электричество и воду! Ресурсы на Земле – тоже часть порядка. А уж если говорить об уборке, то, кроме своей комнаты, нужно убирать во дворе, например. Устраивать субботники! Вот пойдешь у нас в лес, а там мусор от туристов. Валяются пакеты, обертки, бутылки… Наверное, когда туристы эти учились, у них еще не было урока по окружающему миру. Нам вот с первого класса пояснили, что оставлять грязь в лесу – очень плохо! Или они просто двоечники, которых надо штрафовать.
Убирать, экономить ресурсы, думать о своей Земле – вот самое важное. Думаю, нужно нам устроить показательный пикник, то есть с соседями пожарить шашлыков, а после хорошенько всё убрать за собой. Таблички на местах для пикника можно поставить «Не мусори!». Больше программ по телевизору нужно сделать на эту тему. Например, «Звезды в лесу». То есть певцы и артисты всякие не на острове выживают, а в нашем лесу убирают, соревнуются, кто чище. Вот это было бы точно интересно! И модно бы стало приводить в порядок Землю.
Особенность композиции книги И. С. Шмелева “Лето Господне”, я считаю, именно в неуловимости и неопределенности жанра повествования. Много лет литературные критики и литературоведы называют его произведение то романом, то повестью, то сборником рассказов или новелл. Есть и такие определения, как роман-миф, свободный эпос и т.д. Я считаю, каждый из них прав: “Лето Господне” вполне можно назвать романом, так как в нем изображен достаточно большой промежуток времени, много действующих лиц, несколько переплетающихся сюжетных линий. А с другой стороны, книга состоит из новелл, каждая из которых представляет собой вполне законченное художественное произведение, которое может существовать независимо от остальных рассказов. Определения мифа и эпоса также оправданы присутствием в повествовании поэтического осмысления национальных корней, сопоставления настоящего будущего нашей родины.
Автор, видимо, долго размышлял над композицией и решил выстроить рассказы так, чтобы они походили на церковный православный календарь, прочитанный глазами ребенка. Система образов представляет в нем круг, в центре которого мальчик Ваня. Для Вани все ново в этом мире. Он познает его под влиянием взрослых в повседневном общении. Это стержень романа, на который нанизано все остальное. Соответствуют, по-моему, композиции романа и душевные движения маленького героя. По дороге в храм попадается пьяный парень, который бранится грязными словами, но взрослые не обращают на него внимания и мальчика это и успокаивает, и примиряет с миром, где соседствуют святость и безобразие.
Символический смысл закольцованной композиции романа заключается в том, что жизнь семьи Вани подчинена православному годовому циклу. Каждый день имеет свое название. Особое значение имеют двунадесятые праздники. Первая часть романа так и называется — “Праздники”. Повествование начинается с Великого поста и заканчивается Масленицей. За Масленицей вновь следует Великий пост. Круг замыкается. Есть ощущение мира, который будет существовать вечно в таком круговороте.
Во второй части романа — “Радости” — описываются события в порядке движения от праздника к празднику. Это уже второй круг. С православным календарем автор связывает не только ритуальные действия — крестный ход, именины, говенье, но и чисто хозяйственные работы — заготовка льда, засолка огурцов и капусты, а также купеческие дела отца Вани. В Троицын день катались на лодках, а на Масленицу катались на санях с горок, на Крещение подготавливали проруби и т.д. Чувствуется, что автор сам в восторге от . этих поэтических действ: “Так все налажено — только разумей и радуйся...”
Третий круг “Лета Господня” — “Скорби”. Ваня переживает страшную трагедию — смерть отца. Автор противопоставляет время скорби времени счастья и праздника. И это тоже композиционный ход. Как в церковном календаре, человеческая жизнь имеет свои круги. Это, по-моему, сделано для того, чтобы облегчить горе человека, утешить его. Внешние события в этот момент как бы лишаются на время всякого смысла: “Нынче и праздник не в праздник нам”.
Но жизнь продолжается. Ваня понимает, что человеческая жизнь — это не только праздники, но и скорби. В романе герой прожил три жизненных цикла, которые составляют один большой жизненный цикл — со всеми радостями и скорбями. В конце романа Ваня вступает в новую жизнь: скоро ему идти учиться в гимназию, он на некоторое время отвлекается от окружающего мира и начинает думать о собственной судьбе. Его жизнь продолжается. И в этом новом цикле мальчика ожидают новые радости и скорби.
Таким образом, благодаря композиционному построению романа автору удается решить основную его нравственную задачу: увлеченная мерным движением колеса времени жизнь человека течет по кругу, праздники сменяют скорби, но они проходят и вновь наступают праздники. Этот “круглый мир” и заключает в себе, по мнению автора, смысл человеческой жизни на земле.