Человек должен оставить после себя что-то хорошее. Ведь даже если его заслуги навсегда останутся на задворках истории именно такие не примечательный поступки и позволяют оставаться нашему обществу на плаву.
Мартышка: "Стой, братцы, стой! - кричит Мартышка. - Погодите! Как музыке идти? Ведь вы не так сидите. Ты с басом, Мишенька, садись против альта, Я, прима, сяду против вторы; Тогда пойдет уж музыка не та: У нас запляшут лес и горы!" Осел: "Постойте ж, я сыскал секрет, - Кричит Осел, - мы, верно, уж поладим, Коль рядом сядем". Все вместе: " говорят, - возьми на час терпенье, Чтобы Квартет в порядок наш привесть: И ноты есть у нас, и инструменты есть; Скажи лишь, как нам сесть!" - Соловей: "Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье И уши ваших понежней, - Им отвечает Соловей. - А вы, друзья, как ни садитесь, Все в музыканты не годитесь".
Чему смеетесь? Над собой смеетесь! Н. В. Гоголь С того памятного дня (24 сентября 1782 года) , когда состоялась премьера комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль много-много лет. Давно уже нет крепостного права. Трижды менялся государственный строй. А комедия жива и, по-видимому, никогда не устареет. В ней подняты вечные проблемы всех людей: как воспитывать детей, в чем состоит гражданский долг каждого человека, какой должна быть государственная власть. В «Недоросле» сталкиваются два мира. Стародум, Правдин, Милон и Софья олицетворяют собой мир высоких идеалов просвещения, чести, гражданской доблести, доброты и порядочности. Простаковы и Скотинины живут в мире невежества, насилия, бесчестия, подлости. Извечное столкновение добра и зла! В пьесе побеждает добро, но лишь благодаря вмешательству «сверху» . А что изменилось сейчас? Всегда ли торжествуют добро и справедливость? Два мира продолжают противостоять друг другу. Мы все чаще наблюдаем примеры жестокости и насилия. А начинается все с воспитания. Вспомним, как по-разному относятся к воспитанию Стародум и Простакова. «Не тот богат, кто отсчитывает деньги, чтоб прятать их в сундук, а тот, который отсчитывает у себя лишнее, чтоб тому, у кого нет нужного» , — говорит Стародум своей юной племяннице. Далеко не все нынешние родители дают подобные советы своим детям. Наоборот, очень часто можно услышать противоположное: «Забери! Не давай! Не смей уступать! » А ведь это то же самое, чему учила Простакова: «Нашел деньги — ни с кем не делись. Все себе возьми, Митрофанушка» . Невежество Митрофана в пьесе, конечно, намеренно преувеличено. Но нежелание учиться встречается и сегодня, когда все чаще полагаются не на знания, а на деньги. Имена героев пьесы, особенно главного ее героя, давно уже стали нарицательными, а это говорит о непреходящем значении «Недоросля» , Некоторые герои переходят из одной книги в другую. Скотинины, например, оживают в романе Пушкина: Скотинины, чета седая, С детьми всех возрастов, считая От тридцати до двух годов.. . Митрофанушка — невежда. Но невежда и дурак — это не одно и то же. Митрофан невежда, но не дурак. Он мог бы сказать о себе словами Петруши Гринева из «Капитанской дочки» : «Я жил недорослем, гонял голубей.. . Между тем мне минуло шестнадцать лет. Тут судьба моя переменилась» . Многое совпадает: и голубятня, и возраст, и учителя у них одинаковые. «Пошел-ка служить... » — говорит Митрофану Правдин. «Пора его в службу» , — решает отец Гринева. С этой минуты судьбы этих двух «недорослей» расходятся. Всю свою жизнь Петруша Гринев будет помнить напутствие отца: «Береги честь смолоду» . Митрофану таких слов никто не говорил. Как современно звучат фонвизинские рассуждения о чести, патриотизме, должностях! Я думаю, что руководитель каждой страны должен помнить слова Фонвизина о назначении монарха: «Он повинен отвечать не только за дурное, которое сделал, но и за добро, которого не сделал» . Стародум в комедии «Недоросль» подсказывает нам, что «честный человек без большого чина — презнатная особа, что добродетель все заменяет, а добродетели ничто заменить не может» . Главное — быть честным. Особенно необходимо благонравие в семье, чтобы дети видели образец честности, порядочности, одним словом, добродетели, в лице своих родителей. Тогда сын не отвернется от матери в трудную для нее минуту, а брат от сестры. Тогда не будет в семье никакого тиранства. Тогда и просвещение будет всем во благо. Только бы не допустить в нашу жизнь «злонравия» !
Человек должен оставить после себя что-то хорошее. Ведь даже если его заслуги навсегда останутся на задворках истории именно такие не примечательный поступки и позволяют оставаться нашему обществу на плаву.