Каждого поэта на протяжении жизни, а особенно в зрелые годы волнует тема исторического своей страны, своего народа. Поэзия для Пушкина всегда была искусством, высшим проявлением творческого духа. Обязательным условием творческой деятельности он считал свободу творчества, независимость личности поэта.
В «Песни о вещем Олеге» между героем и судьбой существует некоторое пространство, которое оставляет возможность выбора, возможность отодвинуть или приблизить роковые события.
Князь Олег – победитель, который вышел живым из сложнейших и опаснейших ситуаций и получил смерть от своего коня. Автор восхищается силой и мужеством князя:Как ныне сбирается вещий Олег
Отмстить неразумным хозарам:
Их села и нивы за буйный набег
Обрек он мечам и пожарам;
С дружиной своей, в цареградской броне,
Князь по полю едет на верном коне.
Олег показывается в «Песни…» как герой, который ничего не боится, совершает набеги, всегда побеждает.
А. С. Пушкин, не помня реальной смерти могучего Олега, приложил к биографии князя фольклорный мотив, по‑своему дополняя образ вещего героя. «Песнь о вещем Олеге» – это стихотворная повесть, в основе которой лежит сюжет, данный в единстве с лирическим раскрытием материала.
Как правило, время соотносится с роковым моментом, оно определяет назначенный срок, в то же время именно оно соотносится со счастьем. Судьба как бы соединяет и будущее.
Предсказатель предстает перед читателем как человек, который всегда говорит правду, который не зависит от чьего‑то мнения, ему нечего бояться, он многое видел на свете:
Волхвы не боятся могучих владык,
А княжеский дар им не нужен;
Правдив и свободен их вещий язык
И с волею небесною дружен.
Грядущие годы таятся во мгле;
Но вижу твой жребий на светлом челе.
Причиной смерти Олега стал череп его любимого коня, который был потревожен бывшим хозяином. Здесь сыграл свою роль известный символ. Череп – символ смерти и смертности. Змея – это тоже, как правило, отрицательный герой. Она обычно предопределяет зло, обман, искушение, грех.
Олег, услышав предсказание, сначала не поверил ему:
Олег усмехнулся – однако чело
И взор омрачилися думой.
В молчанье, рукой опершись на седло,
С коня он слезает угрюмый…
Но все же он отказался от своего коня, заменил его другим. После похода князь вспомнил о любимом скакуне, но было поздно. Кажется, что пророчества оказались ложными: князь жив, а коня больше нет. Но от судьбы не уйдешь:
«Так вот где таилась погибель моя!
Мне смертию кость угрожала!»
Из мертвой главы гробовая змия
Шипя, между тем выползала;
Как черная лента, вкруг ног обвилась:
И вскрикнул внезапно ужаленный князь.
Идея роковой предопределенности пронизывает все стихотворение и показывает, что никакие предосторожности не могут отвести знамение судьбы.
Судьба определяет представления людей о силе воздействия слова на жизнь человека и его ценности. Идея судьбы – одна из основных в жизни человека. Она возникла очень давно, когда человек только начинал понимать смысл своей жизни и свое назначение в ней. Судьба всегда была одним из объектов исследования философии жизни, так как жизнь человека наполнена чувствами, эмоциями и волнениями. Мифологическая судьба не оставляет места свободе. Не человек выбирает, а его выбирают.
А. С. Пушкин в «Песни о вещем Олеге» пытается донести до читателя, что у каждого человека в жизни есть свое предназначение, у каждого своя судьба. Но друзей нужно любить и уважать при жизни, чтобы потом не было печально и больно.
Таким образом они отдавали дань природе, которая их кормит и оберегает. По традиции за одно срубленное дерево нужно было высадить десять саженцев.
Весь оставшийся день люди проводили в атмосфере праздника и всеобщей любви. Во время празднования Наурыза каждый человек выравнивался в правах с остальными. Можно было петь, танцевать и участвовать в играх независимо от возраста и социального ранга.
В честь праздника люди надевали самый яркий наряд или костюм сказочного героя. Народ собирался на условленном месте, чаще всего на городской или аульной площади, и пускался в пляс. Веселье сопровождалось непрекращающимися песнями, которые сочиняли специально для этого праздника.
Отдельного внимания заслуживают игры и состязания. Акыны соревновались в мастерстве слова, а те, кто не обладал поэтическим талантом, могли попробовать себя в скороговорках и отгадывании загадок.
Женщины соревновались с мужчинами в борьбе. Кроме того, девушка могла бросить вызов парню в Кыз куумай. Однако в этот день условия игры несколько менялись. Если побеждал мужчина, он мог просить руки девушки, но в случае проигрыша обязывался исполнить любое ее желание.
Не обходилось и без таких традиционных спортивных состязаний, как:
Курес — казахская национальная борьба.
Тогыз кумалак — логическая настольная игра.
Байге — скачки по пересеченной местности на дистанции 5‒15 км.
Однако самой веселой и любимой игрой в народе считалась «Аудары-спек» — двое всадников брали в руки веревку и пытались вытянуть друг друга из седла.
Как и на любой большой праздник, на Наурыз принято накрывать богатый дастархан. Столы должны ломиться от яств, отражая грядущее изобилие