Прежде всего надо сказать, что душа человека являет собой индивидуальную и особенную личность. Его внутренняя красота представляется как какой-нибудь скрытый и невероятный талант, которую надо выйти наружу и проявить себя как уважительную особу. И всегда надо помнить одну известную фразу "Не суди книжку по обложке".
В «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил» оставшиеся без «мужика» «господа» быстро дичают и чуть не гибнут от голода. В этой сказке Щедрин противопоставил неумелости эксплуататоров сметливость народа. С особой яркостью это видно на необитаемом острове, где с голоду умирают генералы, не среди изобилия достать себе еду.
Именно мужик, которого они нашли, стал ловить им дичь в силки, сплетенные из собственных волос, суп в пригоршне варить.
Вернувшиеся в Петербург генералы отплатили мужику за их жизней: «выслали ему рюмку водки да пятак серебра: веселись, мужичина!» .
В этой сказке Салтыков-Щедрин бичует неблагодарность господствующего класса, но также осмеивает и рабскую покорность «мужика» , утратившего свое человеческое достоинство.
Видел ли Щедрин возможность изменить существующие порядки?
Сатирик был близок ко взглядам революционных просветителей, считавших, что через обновленное сознание народа возможно приблизить революционный переворот. С горькой иронией отмечал сатирик податливость, рабскую покорность крестьянства в «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил» . Генералы здесь выглядят жалкими пигмеями по сравнению с великаном мужиком. Для их изображения сатирик использует совсем другие краски. Они «ничего не понимают» , они трусливы и бес жадны и глупы. А между тем генералы мнят себя людьми благородными, помыкают мужиком: «Слышь, лежебок!... Сейчас марш работать от смерти и разбогатев благодаря мужику, генералы высылают ему на кухню жалкую подачку: «.рюмку водки да пятак серебра: веселись, мужичина! » Сатирик подчеркивает, что ждать народу от эксплуататоров лучшей жизни бесполезно. Счастье свое народ может добыть, только сбросив его тунеядцев.
Заглавный герой, внешне ничем особенным не выделяющийся ("на щеке пятно родимое, а на висках волосья при ученье выдраны"), является в то же время, по утверждению самого автора, самым искусным среди тульских оружейников. однако лесков не идеализирует героя, показывая, что при великолепном мастерстве он в науках не силен "и вместо четырех правил сложения из арифметики все берет по псалтырю да по полусоннику". левша – искусный мастеровой, один из тех, кто участвовал в подковывании блохи, олицетворяет талантливость народа. образ левши стоит в ряду других образов праведников, созданных лесковым. он пожертвовать собой ради отечества, во имя дела. он едет в без документов, голодный (ему в дороге "на каждой станции пояса на один значок еще перетягивали, чтобы кишки с легкими не перепутались"), чтобы показать иностранцам смекалку и умение, и вызывает уважение своим нежеланием остаться в их стране. левша обладает целым рядом качеств, присущих галерее праведников лескова: он истинный патриот, патриот в душе, одарен от рождения, ему присуща высокая нравственность и религиозность. он прошел через множество испытаний, но даже в смертный час он помнит о том, что должен сообщить военный секрет , незнание которого отрицательно отражается на боеспособности армии. когда левша возвращается на родину, он заболевает и умирает, никому не нужный.
Прежде всего надо сказать, что душа человека являет собой индивидуальную и особенную личность. Его внутренняя красота представляется как какой-нибудь скрытый и невероятный талант, которую надо выйти наружу и проявить себя как уважительную особу. И всегда надо помнить одну известную фразу "Не суди книжку по обложке".