Главные герои:
Василий ТеркинХарактеристика героя этой поэмы – это образ всей советской, армии стоящей на защите своей Родины. Это обыкновенный парень, среднего роста и обычной внешности. Простой русский солдат, он бывал и в окружении, вместе с другими бойцами возвращался к своим, проходя по своей же земле, занятой немцами. Теркин – это весельчак и балагур, своими шутками и байками поднимающий боевой дух бойцов, геройский боец, любящий свою Родину. Во время боевых действий – отважный и храбрый солдат, во время отдыха – веселый гармонист и песенник.
Второстепенные персонажи:
Дед и бабаСтарый солдат, участник Первой мировой войны. Дед с бабой уже пережили оккупацию, на старик уверен в победе советской армии. Все ее неудачи и потери он оправдывает, он убежден, что главный удар еще впереди, и враг будет разбит. Он ведет себя как настоящий герой и защитник, на защиту своей старухи, своего родного дома, он готов вступить и с топором. Старуха уважительно стала относится к мужу, чувствуя в нем защиту и оборону, теперь она относится к нему с почтением и благодарностью.
ГенералСтарый генерал, переживший на своем веку немало битв и сражений. Он пошел большой боевой путь, и его, как и всех солдат, волнует судьба своей любимой страны. Награждает Теркина, дополнительно отправляет его в отпуск. Теркин объясняет, что его родная сторона занята немцами. И боевой генерал обещает бойцу советской армии, что их войска освободят все занятые немцами города и села, и Теркин сможет съездить в отпуск. Прощается с солдатом, дружески его обняв, и крепко пожав на прощание руку.
Обычным разговорным языком человек уже не молодой – «дядя» начинает по порядку излагать события великого дня, попутно давая им простую, житейскую оценку:
Ну, ж был денек! Сквозь дым летучий
Французы двинулись, как тучи
И все: на наш редут
Изведал враг в тот день не мало,
Что значит - русский бой удалый,
Наш рукопашный бой!
Несомненно, передавая восприятие солдата, лермонтовский герой и говорит языком солдата. Старый солдат не использует метафор – только точные, конкретные сравнения
Вам не видать таких сражений!. .
Носились знамена, как тени,
В дыму огонь блестел,
Звучал булат, картечь визжала,
Рука бойцов колоть устала,
И ядрам пролететь мешала
Гора кровавых тел.
Сам рассказчик нигде не называет себя артиллеристом, его военная специальность определяется контекстом («Забил снаряд я в пушку туго») .
Предположительно, рассказчик находился на батарее генерала Н. Н. Раевского. Но почему Лермонтов, сам кавалерист, великолепный наездник, делает героем-рассказчиком артиллериста и решающее значение предает рукопашной (»Чужие изорвать мундиры о русские штыки») ? Это можно объяснить тем, что Лермонтов изображает не просто свидетеля, участника событий, а война, который держит оборону, готов постоять «головою за Родину свою» . Своих товарищей он называет богатырями, на которых можно обратиться в трудную годину:
Да, были люди в наше время
Не то, что нынешнее племя:
Богатыри - не вы!
Русский человек в героический момент своей жизни опирается на православно-христианскую святыню:
Не будь на то Господня воля,
Не отдали б Москвы!
Вторгшийся в Россию враг горд, самоуверен, надменен. Напротив, защитник Отечества скромен, будет молиться перед выступлением в поход:
Но тих был наш бивак открытый:
Кто кивер чистил весь избитый,
Кто штык точил, ворча сердито,
Кусая длинный ус.
Солдаты идут в бой за Родину, повинуясь нравственному закону: «Как наши братья умирали! » и приносят победу:
Что тут хитрить к бою;
Уж мы пойдем ломить стеною,
Уж постоим мы головою
За Родину свою!
Любовь к Родине русского человека – выстраданное чувство, за которое заплачено самой дорогой ценой, жизнями тысяч и тысяч соотечественников.
В стихотворении «Бородино» воплощены авторские представления об эпохе 1812г и ее героях. Современное поколение, по мнению автора, не на подвиги, утратило духовную связь с народом. От имени поколений в поэме говорит старый солдат: он выступает и от своего лица, и от лица всех защитников Отечества. Не случайно в стихотворении звучит местоимение «мы» - так Лермонтов передает важнейшее свойство русской национальной психологии: личность существует не сама по себе, а в слиянии с другими.
Вкладывая рассказ о Бородинском сражении в уста простого солдата, поэт придает изображаемым событиям достоверность и оценивает их с народной точки зрении. Победа в войне 1812 г – заслуга русского народа. Патриотизм - сила, консолидирующая все слои общества. Народная идея стихотворения находит свое воплощение в языке и стиле: в «Бородино» соединились элементы сказа, , оды, лирического монолога.