Актуальность и цели. Актуальность работы заключается в том, что здесь предпринята попытка переосмыслить подход к пониманию святочных рассказов Н. С. Лескова не с точки зрения календарной литературы с определенной спецификой по сравнению с традиционным жанром рассказа, а с позиции рассмотрения вещного мира как основного, доминирующего звена в произведении, оказывающего влияние на его развитие. Цель статьи - раскрыть вопрос о создании образов-символов в святочных рассказах Лескова. Материалы и методы. Реализация исследовательских задач была достигнута на основе использования произведений Н. С. Лескова «Жемчужное ожерелье» и «Неразменный рубль», анализа научно-популярной литературы, посвященной данной тематике. Методологическая основа включает: общенаучные методы (анализ, синтез, дедукция), позволяющие выделить образ вещи и ее функции, частнонаучный метод комментирования элементов текста, применение которого позволяет своевременно и последовательно продемонстрировать значимость вещи в конкретном отрывке текста. Результаты. Выявлены и исследованы образы вещей в святочных рассказах Н. С. Лескова «Жемчужное ожерелье» и «Неразменный рубль». Отмечается обогащение образов жемчужного ожерелья, рубля разными смыслами, что свидетельствует о желании автора рассказа создать образ вещи как образ-символ. Выявлены особенности символизации образов вещей в рассказах. Обнаружено, что образ вещей служит не только выявлению и описанию святочных метаморфоз в судьбе персонажей, но и раскрытию авторского замысла. Выводы. Изучение роли, функций и значения образа вещи в святочных рассказах Н. С. Лескова дает возможность с нового ракурса взглянуть на данные произведения, позволяет обратить внимание на конкретную вещь в изображаемом мире, образ которой символизируется и служит для осознания авторского замысла.
Исторические "Василий Шибанов" и "Князь Михайло Репнин"А.К.Толстого описывают кровавые времена правления Ивана Грозного.Первый русский царь обладал невероятно жестоким характером,деспотизм и террор характерные признаки тех времён. Опричнина,массовые казни,постоянные войны,разорение крестьян-характер царя мрачен и жесток. Князь Михайло Репнин смелый человек,он не поднял свой кубок ,так как у него есть достоинство и честь.Он отказывается плясать "в мошкаре" по приказу царя,притворяться ,одев маску,маскарадный костюм -"мошкару",не может радоваться и гулять ,усмехаться,когда кругом предательства,измены,горе, несправедливость и произвол власти. Он обвиняет Ивана Грозного в разгуле власти,приближении опричников,веселье,когда народ в нищете и горе.Царь забыл о защите своих подданных,своего народа.Царь не занимается благоденством родины,князь призывает царя заботиться о государстве,как раньше,а "бесовскую рать " льстецов и изменников разогнать. Царь жалеет,что напрасно убил верного слугу.Не льстеца убил,не молчаливого раба,а того,кто не боялся говорить правду царю и пёкся об Отчизне,а не об утехах и разгуле. Василий Шибанов- слуга опального князя Курбского,бежавшего в Литву от царского гнева.По дороге князь теряет лошадь и его стременной ,отдав своего коня,пешком доходит до Литвы.Трусливый князь,поучив поддержку,пишет гневное письмо царю и отправляет Василия с посланием,зная,что ждёт гонца с дурной вестью.Шибанов смело передаёт письмо царю,с мужеством принимает пытки и остаётся верен своему господину,не предаёт его.Царь оценил преданность слуги,но отправляет его в застенок.Умирая,Шибанов остаётся верен отечеству и князю,он прощает господина и прославляет Русь. Опальный князь Курбский обвиняет Ивана Грозного в разгуле власти,бесконечных пирах,после кровавых казней.Царь уничтожил многих славных воевод,которые верой и правдой служили народу,побеждали врагов и прославляли Русь.Окружив себя любимчиками опричниками,Иван Грозный перестал думать о благе народа,забросил государственные дела.Князь сбежал в Литву,храбрый воин испугался угрозы расправы над собой,став предателем. Василий Шибанов не побоялся доставить письмо царю,зная,что ждёт гонца.Он не выдал своего боярина,остался предан хозяину,не рассказал о друзьях князя и кто ему бежать.Под пытками он прославлял царя,отчизну и своего князя. Василий просил Бога простить предательство князя Курбского,просил простить зверства грозного царя.Слугу волновала судьба государства,в мольбе он просит простить грешников царя и князя. Оба героя ,Шибанов и Репнин,погибают,но остаются верными своему царю и слову,их смерь-это гнев народа против произвола власти.Герои любят свою родину,они преданы отечеству,но не покорны,как рабы,а пытаются изменить судьбу народа.
Актуальность и цели. Актуальность работы заключается в том, что здесь предпринята попытка переосмыслить подход к пониманию святочных рассказов Н. С. Лескова не с точки зрения календарной литературы с определенной спецификой по сравнению с традиционным жанром рассказа, а с позиции рассмотрения вещного мира как основного, доминирующего звена в произведении, оказывающего влияние на его развитие. Цель статьи - раскрыть вопрос о создании образов-символов в святочных рассказах Лескова. Материалы и методы. Реализация исследовательских задач была достигнута на основе использования произведений Н. С. Лескова «Жемчужное ожерелье» и «Неразменный рубль», анализа научно-популярной литературы, посвященной данной тематике. Методологическая основа включает: общенаучные методы (анализ, синтез, дедукция), позволяющие выделить образ вещи и ее функции, частнонаучный метод комментирования элементов текста, применение которого позволяет своевременно и последовательно продемонстрировать значимость вещи в конкретном отрывке текста. Результаты. Выявлены и исследованы образы вещей в святочных рассказах Н. С. Лескова «Жемчужное ожерелье» и «Неразменный рубль». Отмечается обогащение образов жемчужного ожерелья, рубля разными смыслами, что свидетельствует о желании автора рассказа создать образ вещи как образ-символ. Выявлены особенности символизации образов вещей в рассказах. Обнаружено, что образ вещей служит не только выявлению и описанию святочных метаморфоз в судьбе персонажей, но и раскрытию авторского замысла. Выводы. Изучение роли, функций и значения образа вещи в святочных рассказах Н. С. Лескова дает возможность с нового ракурса взглянуть на данные произведения, позволяет обратить внимание на конкретную вещь в изображаемом мире, образ которой символизируется и служит для осознания авторского замысла.
Объяснение: