2. Если нет во приступай к выполнению классной работы.
Прочитайте монолог Городничего.
Тридцать лет живу на службе; ни один купец, ни подрядчик не мог провести; мошенников над мошенниками обманывал, пройдох и плутов таких, что весь свет готовы обворовать, поддевал на уду. Трех губернаторов обманул!.. Что губернаторов! (махнул рукой) нечего и говорить про губернаторов…
И прочитайте отрывок из трагедии А.С.Пушкина – начало монолога Бориса Годунова.
Достиг я высшей власти
Шестой уж год я царствую спокойно.
Но счастья нет моей душе. ….
Напрасно мне кудесники сулят
Дни долгие, дни власти безмятежной –
Ни власть, ни жизнь меня не веселят;
Предчувствую небесный гром и горе.
Мне счастья нет…
Сравните речь героя в комедии и в трагедии.
1) какие формы словесного выражения использовали писатели?
2) сравните стилистическую и эмоциональную окраску высказываний, выраженную средствами лексики и фразеологии, синтаксическим построением речи комического и трагического героев.
3) сделайте вывод: как служит язык изображению характеров?
4) как относится к герою автор и какими языковыми средствами выражена авторская оценка?
5) в чем вы увидели сходство и в чем различие языка данных отрывков из трагедии и комедии
В 1860 году известный публицист и литературный критик Н. А. Добролюбов написал статью «Луч света в темном царстве», посвященную драме А. Н. Островского «Гроза».
Конспект данной статьи:
1. Анализ статей других критиков к данной драме (преимущественно негативные).
2. Анализ соответствия «Грозы» драматическим канонам. Добролюбов обнаруживает в образе нераскаявшейся Катерины несоответствие канонам, вместе с тем не соответствует критериям драмы общая «вялость» повествования и грубость художественного языка.
3. Определение пьес Островского как «пьес жизни». На первом плане не герои, а «общая обстановка жизни». В создании этой обстановки особенно важны второстепенные персонажи и их реплики.
4. Подробный анализ образа Катерины. Добролюбов представляет Катерину, как героиню, «сделавшую шаг вперед» в русской литературе, благодаря ее порыву к свету, свободной жизни. Воплощение в Катерине «великой русской идее».
5. Анализ мотивов и поступков Катерины. Критик приходит к выводу, что побег героини мог бы быть для нее выходом, но к этому не готов Борис со своей зависимостью от дяди.
6. Смерть Катерины и реакция других персонажей на нее. Зависть Тихона к погибшей жене заставляют задуматься, что же это за жизнь, в которой живые завидуют умершим.
7. Выводы об изображении русской жизни к «Грозе», обращение к читателям».