В лето 6420(912). И жил Олег,княжа в Киеве,мир имея со всеми странами.И пришла осень,и вспомнил Олег коня своего,которого когда-то поставил кормить и уже не садился на него.Ибо когда-то спрашивал он волхвов и кудесников: --От чего мне умереть? И сказал ему кудесник один: --Княже!Коня любишь и ездишь на нём,--от него тебе и умереть! И запали эти слова в Лушу к Олегу,и сказал он: --Никогда не сяду на него и не увижу больше! И повелел кормить коня и не водить его к нему,и прожил несколько лет,не видя его,пока ходил на греков. Когда четыре лета,на пятое,пришёл Олег от Царьграда в Киев и вспомнил своего коня, от которого когда-то волхвы предсказали ему смерть. И призвал он старейшего конюха и сказал: --Где конь мой,которого приказал я кормить и Беречь Он же ответил: -- Уже умер! Олег засмеялся и укорил того кудесника,сказав: --Неправду говорят волхвы, но всё то ложь: Конь мёртв, а я жив. И повелел оседлать себе коня: -- Да увижу кости его. И приехал на место,где лежали его кости Голые и череп голый,слез с коня и,посмеявшись, сказал: --От сего ли черепа смерть мне принять? И ступил ногою на череп. И выползла от туда змея ядовитая,ужалила его в ногу.И с того разболелся и умер.И оплакивали его все люди плачем великим, и понесли его,и похоронили на горе,называемой Щековица.Есть же могила и до сего дня, слывёт могилой Олеговой.И было всех лет княжения его тридцать и три.
Роман александра сергеевича пушкина «дубровский» является обличительным противопоставлением чести обману, помещичьей власти крепостному бесправию, разгульного прожигания жизни бедняцкому существованию. несправедливость пушкин воплотил в образ троекурова все пороки дворянской знати. подлый обман считался нормой среди таких богачей. руководствоваться высокими моральными принципами считалось низшим занятием, уделом слабых мира сего. троекуров был в своих деспотических наклонностях и бесконечных издевательствах не только над своими крестьянами, но и над гостями, равными ему по сословию и рангу. власть денег закрывала рты всем недовольным. такое явление привычно для хода многих государств. не ново оно и для россии. автор описывает сложившуюся ситуацию, применяя такие слова, обороты, сравнения и выбирая сюжеты так, что читателю становится ясно: писатель с большим сочувствием относится к униженной бесчинством стороне. отчетливо прослеживается пушкинская ирония по поводу беспредела, учиняемого троекуровым, то бишь барской знатью вообще. мастерски сравнивает автор жизнь крестьян с собачьей долей. в то время, когда люди и бедствуют из-за жадности и подлости помещика, его собаки получают вкуснейшую еду, медицинскую , уход, не знают что такое холод и скитания. защитники прототипом троекурова выступает дубровский-старший. он рассудителен, честен, и справедлив. но преданность высоким идеалам оказывается слабее звона монет и троекуров незаконно получает имение дубровского в свои владения. несправедливость и обман снова торжествуют. крестьяне не хотят страшной участи, но боятся высказать вслух свои протесты. море людских жизней становится все менее спокойным, предвещая грядущую бурю. самой большой волной, набежавшей на помещичьи берега, стал обманутый наследник владимир дубровский. все народное негодование выплеснулось в его мести троекурову. автор вложил в образ владимира романтические черты и высокоморальные принципы. автор идеализирует дубровского, проводя невидимую параллель между его образом и надеждой на светлое будущее, на лучшую участь народа. пушкин подводит повествование к победе добра над злом, ликованию справедливости и процветанию честности среди отношений в обществе. он оставляет лазейку для возвращения поборников справедливости, дав возможность дубровскому и товарищам исчезнуть, избежав наказания.
В лето 6420(912). И жил Олег,княжа в Киеве,мир имея со всеми странами.И пришла осень,и вспомнил Олег коня своего,которого когда-то поставил кормить и уже не садился на него.Ибо когда-то спрашивал он волхвов и кудесников:
--От чего мне умереть?
И сказал ему кудесник один:
--Княже!Коня любишь и ездишь на нём,--от него тебе и умереть!
И запали эти слова в Лушу к Олегу,и сказал он:
--Никогда не сяду на него и не увижу больше!
И повелел кормить коня и не водить его к нему,и прожил несколько лет,не видя его,пока ходил на греков.
Когда четыре лета,на пятое,пришёл Олег от Царьграда в Киев и вспомнил своего коня, от которого когда-то волхвы предсказали ему смерть. И призвал он старейшего конюха и сказал:
--Где конь мой,которого приказал я кормить и Беречь
Он же ответил:
-- Уже умер!
Олег засмеялся и укорил того кудесника,сказав:
--Неправду говорят волхвы, но всё то ложь: Конь мёртв, а я жив.
И повелел оседлать себе коня:
-- Да увижу кости его.
И приехал на место,где лежали его кости
Голые и череп голый,слез с коня и,посмеявшись, сказал:
--От сего ли черепа смерть мне принять?
И ступил ногою на череп. И выползла от туда змея ядовитая,ужалила его в ногу.И с того разболелся и умер.И оплакивали его все люди плачем великим, и понесли его,и похоронили на горе,называемой Щековица.Есть же могила и до сего дня, слывёт могилой Олеговой.И было всех лет княжения его тридцать и три.
Из книги<< Рассказы начальной Русской
Летописи>>