перед генералами “с одной стороны расстилалось море, с другой стороны лежал небольшой клочок земли, за которым стлалось всё то же безграничное море”. Мужик и есть Адам этого острова. Впервые он нам представлен спящим, что также заставляет вспомнить соответствующее место из Ветхого Завета, когда “навёл Господь Бог на человека крепкий сон” (Быт. 2, 21), чтобы сделать из его ребра жену. Такая работа позволяет нам сделать следующий важный вывод: в “Повести... ” Салтыкова-Щедрина мужик есть своеобразное воплощение первочеловека, не впавшего еще в первородный грех. Его безграничны: “Полез сперва-наперво на дерево и нарвал генералам по десятку спелых яблок.. . покопался в земле – и добыл оттуда картофелю; потом взял два куска дерева.. . – и извлёк огонь. Потом из собственных волос сделал силок и поймал рябчика” и так далее. И здесь тоже отражена ветхозаветная характеристика первого человека: “И сказал Бог: сотворим человека по образу нашему.. . и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землёю... ” (Быт. 1, 26).
Образ “мужичины”, спящего под деревом, порождает и другие ассоциативные связи. Яблоки, растущие у Салтыкова-Щедрина на этом дереве, возможно, соотносят его с Древом жизни, одним из вариантов Мирового древа. Плоды Древа жизни – “райские яблоки”, “молодильные яблоки” и другие увеличению жизненной силы. Доказывая это, ребята обращают внимание на то, что в результате мужицких стараний, начавшихся с наделения генералов яблоками, те “уже забыли, что вчера чуть не умерли с голоду”. Подобный анализ “Повести... ” позволяет нам по-иному взглянуть на этого персонажа, который воплощает в себе изначально присущие человеку качества.
Не ускользает от школьников и другая сторона характеристики “мужичины”. Так, его атрибутами являются “острый запах мякинного хлеба и кислой овчины”. Напоминаем, что образом овчины актуализируется архетипический мотив “овечьего руна как символа плодородия”. Известно также, что в славянской мифологии хлебные растения, с которыми таким образом соотносится мужик из “Повести... ” Салтыкова-Щедрина, являются “признаками довольства и благосостояния.. . на них лежит отпечаток святости”. Но мужик этими качествами в произведении не обладает. И винить в этом надо не генералов (“мужичина” так жил на острове и до их появления) . Этот персонаж довольствуется малым не потому, что его к этому принуждают, а потому, что он сам не хочет большего. Нужно обратить внимание школьников на то, что “мужичина” питается мякинным хлебом, который готовили из “остатков колосьев, стеблей и других отходов при молотьбе”. И это происходит на острове изобилия. Старшеклассники сами обращают внимание на то, что герой генералам добыл по “десятку спелых яблок, а себе взял одно, кислое”. Подобный образ жизни также соотносится у Салтыкова-Щедрина с не должным существованием (вспомним, что впервые мы видим мужика спящим под деревом) . Этого героя никто не принуждал быть “мужичиной”, эту роль он выбрал сам.
«В тридевятом царстве, в тридесятом государстве…». Наверное, каждый из нас в детстве засыпал под тихий голос родителей, который читал или рассказывал сказки о прекрасных принцессах, храбрых принцах и злобных чудовищах. И точно так же каждый из нас будет читать подобные сказки своим деткам. А что такое сказка, и для чего она нужна? В первую очередь, сказка – это жанр литературного творчества с утановкой на вымысел. Причем сказка может быть как устной, так и письменной. Главной особенностью сказки является то, что это всегда выдуманная история со счастливым концом, где добро побеждает зло. Сказки бывают авторскими (сочиненные опредленнным автором) и народные (сочиненные многими людьми). Существует также известная классификация сказок по их содержанию: Сказки волшебные. В них раскрываются лучшие человеческие качества, герои романтичны. В такой сказке обязательно есть центральный положительный герой, его и волшебные предметы. Герои волшебных сказок борются со злом и несправедливостью во имя добра и любви. В качестве примеров можно привести русские народные сказки про Ивана-дурака. Сказки о животных. Здесь постоянные персонажи - это животные (лиса, волк, медведь, заяц и т.д.). Животные взаимодействуют, каждый из них олицетворяет то или иное человеческое качество, например, кот - умный, лиса - хитрая, медведь - сильный. Примеры: "Теремок", "Репка", "Колобок". Социально-бытовые сказки - иллюстрируют реальную жизнь, герои показаны с точки зрения их социального положения, высмеиваются отрицательные человеческие качества. Лучшими качествами в таких сказках обладают люди из народа, которые, как правило, оказываются умнее и хитреее представителей высокого социального статуса (господ, попов). Эти сказки - сатирические, в них много юмора и каламбура. Примеры социально-бытовых сказок: "Шемякин суд", "Каша из топора"."Барин и плотник", "Мужик и поп".
Образ “мужичины”, спящего под деревом, порождает и другие ассоциативные связи. Яблоки, растущие у Салтыкова-Щедрина на этом дереве, возможно, соотносят его с Древом жизни, одним из вариантов Мирового древа. Плоды Древа жизни – “райские яблоки”, “молодильные яблоки” и другие увеличению жизненной силы. Доказывая это, ребята обращают внимание на то, что в результате мужицких стараний, начавшихся с наделения генералов яблоками, те “уже забыли, что вчера чуть не умерли с голоду”. Подобный анализ “Повести... ” позволяет нам по-иному взглянуть на этого персонажа, который воплощает в себе изначально присущие человеку качества.
Не ускользает от школьников и другая сторона характеристики “мужичины”. Так, его атрибутами являются “острый запах мякинного хлеба и кислой овчины”. Напоминаем, что образом овчины актуализируется архетипический мотив “овечьего руна как символа плодородия”. Известно также, что в славянской мифологии хлебные растения, с которыми таким образом соотносится мужик из “Повести... ” Салтыкова-Щедрина, являются “признаками довольства и благосостояния.. . на них лежит отпечаток святости”. Но мужик этими качествами в произведении не обладает. И винить в этом надо не генералов (“мужичина” так жил на острове и до их появления) . Этот персонаж довольствуется малым не потому, что его к этому принуждают, а потому, что он сам не хочет большего. Нужно обратить внимание школьников на то, что “мужичина” питается мякинным хлебом, который готовили из “остатков колосьев, стеблей и других отходов при молотьбе”. И это происходит на острове изобилия. Старшеклассники сами обращают внимание на то, что герой генералам добыл по “десятку спелых яблок, а себе взял одно, кислое”. Подобный образ жизни также соотносится у Салтыкова-Щедрина с не должным существованием (вспомним, что впервые мы видим мужика спящим под деревом) . Этого героя никто не принуждал быть “мужичиной”, эту роль он выбрал сам.