После того, как исчез Дубровский, её жизнь сильно изменилась, ведь она хотела выйти за него за муж, а не за кого-то другого. Жизнь Троекурова тоже сильно изменилась, ведь погиб его старый товарищ, в его области разбойничал Дубровский младший. Его авторитет падал на глазах у всех, а значит князь Верейский уже не так желал с ним дружить, как раньше. Именно поэтому Верейский расстался с Машей. Позже он уехал в Москву, где был вызван на Дуэль и убит. Она осталась вдовой. Отец Маши хотел продолжить обучение Маши несмотря ни на что. Он позвал англичанина, который стал учить Машу. Между ними возникла любовь, как между Машей и Дефоржем ранее. Англичанин позвал Машу на свидание, но он был азартным и проиграл большие деньги. Его поймали и свидание не удалось. Так новая любовь погасла, не успев начаться.
Писатель очень часто прибегает к мимолетным, коротким описаниям жизни города глазами героя. Таково описание «горячительных» заведений, из которых выбегали женщины, одетые, как ходят «по соседству и в одних платьях. В двух-трех местах они толпились на тротуаре группами, преимущественно у сходов в нижний этаж, куда, по двум ступенькам, можно было спускаться в разные весьма увеселительные заведения». Петербург становится олицетворением духовного и физического уродства общества. Здесь продается и покупается все, включая тело и душу человеческую.
Лишь только раз, как в тумане, возникает величественный Петербург перед Раскольниковым: «Необъяснимым холодом веяло на него от этой великолепной панорамы; духом немым и глухим полна была для него эта картина…». Но в романе Достоевского Петербург становится враждебной для человека силой.
Безрадостна, чужда и далека от главного героя удивительно прекрасная панорама Исаакиевского собора и Зимнего дворца. Но такое безразличие к красивым местам «города противоречий» было свойственно для всех бедных людей, живущих в трущобах и в самых грязных районах Петербурга, поскольку сознание этих людей заполнено только одним – чувством страха перед будущим.
Родион Раскольников, как человек тонкой душевной организации, чувствует свою зависимость от ужасного Петербурга. Не раз в своих фантазиях он желал изменить этот город к лучшему: «Проходя мимо Юсупова сада, он даже очень было занялся мыслью об устройстве высоких фонтанов и о том, как бы они хорошо освежали воздух на всех площадях. Мало-помалу он перешел к убеждению, что если бы рас Летний сад на все Марсово поле и даже соединить с дворцовым Михайловским садом, то была бы прекрасная и полезнейшая для города вещь».