Юймовочка бездетная женщина по совету колдуньи вырастила из зернышка тюльпана девочку в дюйм ростом — дюймовочку. колыбелькой для нее стала ореховая скорлупка, лодкой — лепесток тюльпана в блюде с водой и цветами, где девочка плавала и пела. однажды ночью ее украла жаба, чтобы сделать невестой для своего безобразного сына. плач дюймовочки, сидящей на листе кувшинки, пока жабы украшали свое жилище, разжалобил рыбок — они перегрызли стебель и девочка поплыла по течению, запрягнув в свою лодку мотылька. красавицу унес к себе майский жук, но его сородичам не понравилась щуплая девочка, и он оставил ее в ромашке. дюймовочка разрыдалась от того, что считала себя некрасивой, хотя на самом деле была хорошенькая. зимой девочка ушла из леса и добрела до норки полевой мыши. та обогрела и накормила бедняжку, оставила ее у себя и посоветовала выйти замуж за богатого крота. будучи в гостях у этого завидного жениха, дюймовочка увидела ласточку — ее все считали умершей, но девочка, укрывая птичку покрывалом из травы, услышала, как бьется птичкино сердце. всю зиму дюймовочка ухаживала за ласточкой, поранившейся о терновый куст и отставшей от сородичей, а весной та улетела, предложив девочке полететь с ней (отказалась — жалко было бросать мышь). тем временем к дюймовочке уже посватался крот, и все готовились к свадьбе. осенью приданое было готова, а на слова девушки о том, что она не хочет выходить замуж за крота, мышь пригрозила своими зубами. в день свадьбы невеста вышла попрощаться с солнцем и цветами, и встретила ласточку. птица опять предложила улететь — и в этот раз дюймовочка не отказалась. в теплом краю ласточка посадила подругу в цветок, где сидел король эльфов. он сделал предложение красавице; на свадьбу ей подарили пару прекрасных крыльев.
Черты любимого женского образа Пушкина во всех произведениях одинаковы: юна, умна, благородна, мечтательна, красива... Именно такой была Маша Троекурова в «Дубровском», такой была Маша Миронова в «Капитанской дочке», такой, но раскрытой наиболее полно и всесторонне, была Татьяна в «Евгении Онегине». Можно сказать, это один и тот же образ, портрет одной и той же женщины, только выполненный по-разному: Маша Троекурова — только наброски к портрету, а Татьяна — портрет яркий, выразительный, выполненный сочными красками. Маша Троекурова, как и другие героини Пушкина, росла в деревенской тиши, на лоне природы. Мать ей заменила няня, добрая, скромная крестьянская женщина, знавшая бесчисленное количество народных сказок и песен и с удовольствием передававшая их своей воспитаннице. Девочка росла впечатлительной и отзывчивой к чужому горю. Позднее она, «перерыв сочинения всякого рода, остановилась на романах», которые сделали ее кроткой, чуткой и мечтательной. Что до Кирилы Петровича, то дочь свою он любил «до безумия, но обходился с нею со свойственным ему своенравием, то стараясь угождать малейшим ее прихотям, то пугая ее суровым, а иногда и жестоким обращением». Такое непостоянство отца привело к тому, что Марья Кириловна хоть и почитала его, но не нашла в отце друга.