С годами менялось отношение общества к этому персонажу. Раньше считали, что жалеть и утешать человека унизительно, и относили Луку к разделу отрицательных героев, к представителю лжи. Однако в наше время, когда человек чувствует своё одиночество и ненужность окружающих, Лука получил «вторую жизнь» . Он жалеет живущих рядом людей. И пусть только на мгновение в их душах загорается надежда, а это уже немаловажно.
«Странник» , как называет себя Лука, пытается каждого утешить, подбодрить ласковым словом участия, обнадежить, пусть даже заведомой ложью во Разговаривая с Лукой, ночлежники впервые встречаются с человеком, который их не только готов выслушать, но и поверить во всё сказанное, без смеха и унижения их достоинства. Лука пытается понять их беды, утешает, принимает часть их боли, как им кажется, на себя.
Каждому жителю ночлежки Лука чем-то Он терпеливо выслушивает жалобы Анны, успокаивает рассказами о загробной жизни за все её муки на земле. Лука пробудил в ней теплые воспоминания о своем батюшке: «… на отца ты моего похож… такой же ласковый… мягкий… » «Мяли много, оттого и мягок… » - говорит старик. Он действительно ласков, называет её «милая» , «голубка» , причем относится так ко всем: и к Насте, и к Пеплу.
Он возрождает веру повести человека за мечтой. Актера Лука убеждает, что есть такая лечебница, в которой излечивают от алкоголизма, что Актер еще сможет блеснуть на сцене, когда избавится от своей болезни.
Ваське Пеплу Лука говорит, что еще не все потеряно, что он сможет начать новую жизнь и его не будут звать вором.
Лука верит, в чистоту души проститутки Насти, верит в то, что и у неё была чистая и высокая любовь, и Настя оживает, выпрямляется, начинает чувствовать себя человеком. Старик слушает её без тени иронии, говоря: «во что веришь, то и есть»
И нет вины Луки в том, что его благим намерениям не суждено осуществиться. Он жалеет ночлежников, которые потеряли человеческие чувства, они забыли, что в жизни есть добро, сострадание, справедливость. Появление Луки очеловечило этих людей. Циничный Сатин сказал: «Он подействовал на меня, как кислота на старую и грязную монету… »
Такие люди, как Лука, обязательно нужны обществу. Он смог очеловечить ночлежников, заставил задуматься о смысле жизни.
Главные герои романа «Бедные люди» - Макар и Варвара - ведут двойную жизнь. Униженные во внешнем существовании, глубоко страдающие от нищеты и от трагического «неблагообразия» окружающей жизни, они обретают богатство и полноту жизни в переписке, которая раскрывает перед читателем неведомые окружающему, враждебному миру сокровища их души и сердца. Девушкин не только забитый жизнью бедняк. Он своеобразный поэт, мечтатель, глубокий и чуткий наблюдатель окружающего мира. Во время странствований по городу, о которых он рассказывает в своих письмах, перед его взором возникает широкая панорама Петербурга, его богатства и бедности, великолепия и нищеты. Случайные встречи с нищим мальчиком, шарманщиком, ростовщиком, разговор с департаментским сторожем всякий раз дают толчок непрерывно совершающейся в нем работе ума и сердца. Каждый поворот в судьбе героя пробуждает в нем новые вопросы, выводит наружу накопившиеся недоумения, вызванные ненормальностью и несправедливостью не только его личного бытия, но и всего склада существующих общественных отношений, основанных на неравенстве людей, их черствости и эгоистическом равнодушии друг к другу. Достоевский показал каждодневное оскорбление личного человеческого достоинства в условиях дворянско-крепостнического общества. Мысль о том, что самое страшное унижение для человека — пренебрежение личностью последнего, заставляющее его чувствовать себя ничтожной, затертой грязными ногами «ветошкой», выражена с огромной силой в повестях молодого Достоевского.
Но едкое, жгучее чувство унижения, испытанное человеком с ущемленным чувством личности, может породить в душе маленького человека не только ненависть к угнетателям, но и склонность к шутовству, властолюбивые мечты, мстительный порыв злобы. И тогда казалось бы внешне мирный, незлобивый «маленький» человек может превратиться в тирана и деспота. Мотивы эгоистической замкнутости души и сердца «бедных людей», их взаимной «непроницаемости» друг для друга, возможности сложного сочетания в одном и том же - в том числе страдающем и униженном - человеке великодушия и болезненной «амбиции», добра и зла содержатся в зародыше уже в «Бедных людях».