Возрождение (или Ренессанс) было культурным и интеллектуальным движением, которое достигло своего пика в XV-XVI веках. Его главной особенностью был повышенный интерес к греко-римским учениям и культуре, большая часть которых во время Средневековья предавалась запрету.
Ренессанс зародился в Италии. Он проявил высокий интерес к классической философии, математике и естественным наукам. Возрос интерес к эстетике классического мира: архитектуре, письму. Возрождение интереса ко всему классическому, с упором на естественную философию, во многом связано с передачей греческой и римской культуры через Византию, а также с сохранением греческой философии.
Ренессанс ассоциируется с такими великими фигурами, как Петрарка, философ-гуманист Пико делла Мирандола, великий художник и изобретатель Леонардо Да Винчи, поэт Данте Алигьери, художник Микеланджело, политический философ Николо Макиавелли и многие другие.
Гуманизм и острый интерес к разуму, свойственный многим из тех, кто был поражен аристотелевской философией в течение этих столетий, вызвали глубокие вызовы авторитету Римско-Католической церкви того времени. Сама Церковь была охвачена многими внутренними проблемами: давняя напряженность между церковной и светской властью - сторонниками императора Священной Римской империи и папы римского - вызвала открытую войну во время раннего Возрождения. Произошел Западный Раско. Такие практики, как продажа индульгенций, религиозных постов и многие другие злоупотребления властью в конечном итоге создали спрос на реформы внутри церкви. Кульминацией этого станет протестантская реформация.
Просвещение началось в середине XVII века и достигло пика в XVIII веке, когда его реальным центром была Франция, а не (как в эпоху Возрождения) Италия.
Просвещение было эпохой триумфа науки - Ньютона, Лейбница, Бэкона - и философии: Декарта, Локка, Спинозы, Канта, Вольтера, Дидро и Монтескье. В отличие от философов эпохи Возрождения, они больше не искали подтверждения в текстах греко-римских философов, а были более основаны на рационализме и эмпиризме. Среди них были атеисты и набожные христиане, но если среди философов Просвещения существовало общее мнение о божественном, то в Просвещения это был деизм.
Политическая философия Просвещения является недвусмысленным предшественником современного западного либерализма: светского, плюралистического, основанного на верховенстве закона, с акцентом на права и свободы личности. Ничего из этого не присутствовало в эпоху Возрождения, когда все еще широко предполагалось, что цари были по существу предопределены Богом, что монархия была естественным порядком вещей и что монархи не подчинялись законам обычных людей, и что они управляли не гражданами, а подданными.
Объяснение:
Отсюда общее: гуманизм и особое отношение к древним знаниям, просвещение, особое отношение к природе и к античному искусству; человек становится центром мира.
Отличия: эпоха Возрождения рассматривает человека как главного субъекта творчества и эстетики; а в эпоху Просвещения – это рациональное знание.
Во второй половине девятнадцатого века русская литература и культура переживают расцвет. В общественной жизни страны в этот период происходят важные события: Крымская война, многочисленные крестьянские волнения, отмена крепостного права, становление капитализма. В целом, общественные отношения преодолевают некую планку, определённый уровень, после которого возврат в недалёкое кажется невозможным. В первую очередь это касается отношений к человеку, его проблемам, без различия категорий и сословий. Начинается процесс формирования «нового человека» , его общественного и нравственного самосознания. Не удивительно, что подобные стремления сделали именно реализм, основным направлением в русской литературе к середине 19 столетия, посредством которого развиваются принципы изображения действительности. Его новый этап был тесно связан с попыткой детального проникновения в глубины человеческих чувств и отношений. Авторы демонстрируют желание не только передать свои эмоции через действующих лиц, но и вскрыть основные причины социального зла. Как следствие, авторы всё чаще обращаются в произведениях к народной тематике, образ крестьянина, мужика, становится одним из основных в художественной литературе. Традиции реализма заложенные Лермонтовым, Пушкиным, Гоголем, закрепляются, их произведения во многом становятся эталоном для новых авторов. Изрядное значение и вес приобретают критические отзывы на произведения. Заслугой этому в немалой степени послужила деятельность Чернышевского, в том числе и его диссертации "Эстетические отношения искусства к действительности". Нельзя не вспомнить, что именно в это время произошло знаменательное событие: в российской империи отменили крепостное право, что конечно нашло отражение и в художественной литературе. Желание дальнейших преобразований на этой почве привели к полемике и появлению двух лагерей: либералов и демократов. Первые предлагали политические и экономические реформы постепенного изменения общественных отношений, вторые настаивали на немедленных, радикальных преобразованиях, как правило, через революционные процессы. К демократическому лагерю принадлежали в числе прочих Добролюбов, Герцен, Некрасов, Чернышевский, а либеральных взглядов придерживались Достоевский, Тургенев, Дружинин, Лесков. Как правило обмен взглядами и идеями осуществлялся через полемику на страницах литературных журналов. Также в литературе идут споры между сторонниками «чистого искусства» и приверженцами «гоголевского» направления, позже – между «почвенниками» и «западниками» . Под воздействием идеологии разночинцев развиваются идеи «реальной критики» , поднимается проблема положительного героя. Творческие поиски писателей – реалистов приводят к новым художественным открытиям, обогащению жанра романа, усилению психологизма. Во второй половине 19-го века появляется целая плеяда талантливых русских писателей: Ф. М. Достоевский (Бедные люди, Преступление и наказание ), И. С. Тургенев (Отцы и дети, Записки охотника) , И. А. Гончаров (Обыкновенная история, Обломов, Обрыв) , А. Н. Островский (Гроза, Не всё коту масленица, Бесприданница, Свои люди - сочтёмся) , Н. А. Некрасов (Княгиня Волконская, Кому на Руси жить хорошо), М. Е. Салтыков – Щедрин (История одного города, Господа Головлёвы, Пошехонская старина) , Л. Н. Толстой (Война и мир) , А. П. Чехов (Роман доктора, Роман репортёра, Палата №6, Смерть чиновника, Тоска, Ванька, Вишнёвый сад).
Объяснение: