Нравственный идеал понятие индивидуальное для каждого человека. В зависимости от характера, воспитания, мировоззрения и мироощущения, нравственные позиции у каждого отдельного человека складываются различно. Лев Николаевич Толстой рисует определённый нравственный идеал в романе, опираясь на свои нравственные принципы и искания. Весь мир романа действует по его законам, и мы опираемся на понятие нравственности с точки зрения Л.Н. Толстого. Он как противник любых схем, представил нравственный идеал в наиболее простом и понятном виде. Человек должен найти Бога внутри себя, найти ту "другую, лучшую" любовь к ближнему, должен научиться любить жизнь.
В статье о Толстом ещё Чернышевский отмечал характерную черту тогда ещё молодого писателя: его произведения с особой силой пронизывает "чистота нравственного чувства". Изображение людей, событий частной и общественной жизни определяется этим чистым чувством, оценивается с нравственного критерия - критерия добра, бескорыстия, душевной ясности и простоты, неразрывности связи с людьми, с обществом, с народом.Л.Н. Толстой исследует скрытные процессы человеческого сознания, не совпадающие с их внешними проявлениями. Таким образом, герои Толстого раскрываются дважды: через их поступки, поведение и через размышления, внутренние монологи.
Пьер Безухов противоречивая натура. Его поведение противоречит заведённому порядку салонной жизни. Он нарушает равномерный, приличный, слаженный шум "разговорной машины", пробубнив что-то в ответ на слова чопорной тётушки; "врываясь" в разговор, он высказывает свои мысли "с отчаянностью", "всё более и более одушевляясь". "Жизнь есть всё. Жизнь есть Бог. Все перемещается и движется, и это движение есть Бог. И пока есть жизнь, есть наслаждение самосознания божества. Любить жизнь, любить Бога. Труднее и блаженнее всего любить эту жизнь в своих страданиях, в безвинности страданий". К таким выводам приходит Пьер Безухов - герой Л.Н. Толстого, - точнее не приходит, а "кто-то говорит ему эти мысли". Откровение приходит Пьеру во время плена. Потеряв физическую свободу, Пьер обретает иную, духовную:
"Поймали меня, заперли меня. В плену держат меня. Кого меня? Меня? Меня - мою бессмертную душу!"
"Он долго в своей жизни искал с разных сторон этого успокоения, согласия с самим собою … он искал этого в филантропии, в масонстве, в рассеянии светской жизни, в вине, в геройском подвиге самопожертвования, в романтической любви к Наташе; он искал этого путем мысли, и все эти искания обманули его". Но писатель не считает эти искания бесполезными, наоборот, каждая веха в жизни Пьера привносит свою лепту в тот стройный, гармоничный внутренний мир, каким тот стал после плена. Пьер как бы поднимается по ступеням, и, приподнявшись на одну ступень, он переосмысливает свои предыдущие поступки, то есть он к постоянному самосовершенствованию и самоочищению.
Наташа Ростова - самый яркий женский образ романа - всю жизнь следует этому утверждению. Любовь к людям, к окружающему миру - её неотъемлемая часть. Поэтому Л.Н. Толстой, скорее, не её приводит этому тезису, а с ее ведет к нему остальных. Но автор вовсе не хочет создать идеальный образ безупречной, добродетельной девушки. Живая, как сама жизнь, Наташа не лишена недостатков и слабостей, в её душе, как в душе каждого человека, борются дурные и добрые начала. Вот эту борьбу , этот процесс сложной и духовной жизни своих героев - диалектику их души - раскрывает Л.Н. Толстой. Но образ Наташи Ростовой больше связан с народной жизнью в романе, хотя она вполне включает в себя нравственный идеал. Духовная красота Наташи проявляется в её отношении к родной природе. Это её стихия. Иным представляется внешний и внутренний облик Наташи. Любуясь своей героиней, Толстой особенно ценит в ней "простоту, добро и правду" - четыре естественные, столь свойственные чистому, неиспорченному духовному миру детей.
Глубокий знаток человеческой души, проницательный психолог, Лев Николаевич Толстой обнажает глубины внутренней жизни своих героев, позволяет нам заглянуть в эти глубины и задуматься не только над судьбами действующих лиц романа, но и над своей собственной жизнью. Толстой раскрывает истинную красоту человека и произносит суровый приговор над ложью, жестокостью и эгоизмом. Автор стремился показать тончайшие оттенки духовной жизни героев, воспроизвести "сам психический процесс" их нравственного совершенствования. В душе героев постоянно накапливались различные впечатления, которые затем приводили их к резким изменениям в их духовном развитии.
"…Глубокое знание тайных движений психологической жизни и непосредственная чистота нравственного чувства… - писал Чернышевский о Толстом, - всегда останутся существенными чертами его таланта".
1)условность или историчность; 2)закрытость или открытость; 3)равномерность или неравномерность; 4)направленность; 5)завершённость. В данных аспектах рассмотрим сказки и былины. Все волшебные сказки используют вымысел, традиционно восходящий к глубокой старине. Вся динамика развития волшебного повествования основана на стремлении героя к своей цели путём преодоления невероятных трудностей с чудесных предметов и животных Из этого сразу видно, что сюжет не связан и не может быть связан с действительностью. Сказочные время и пространство не выходят за пределы сказки. Они целиком замкнуты в сюжете. Пространства и времени как бы нет до начала сказки и нет по её окончании. Сказка начинается как бы из небытия, из отсутствия времени и событий: “Жил-был король вдовый; у него было двенадцать дочерей, одна другой лучше...” («Ночные пляски»). Или “В некотором царстве, в некотором государстве жил-был старик, у него был сын...” («Дурак и берёза»). Из этих примеров мы также видим и условность пространства и времени, так как формула “жил-был” не даёт нам точной отнесённости к какому-то времени. Тем не менее можно видеть, что действие отнесено к Это выражается грамматически, то есть формой времени глаголов “жить” и “быть”. Второй пример указывает ещё и на условность пространства: непонятно, в “царстве” ли это произошло или в “государстве”. Заканчивается сказка не менее подчёркнутой остановкой сказочного времени; сказка кончается конструкцией наступившего “отсутствия” событий: благополучием, свадьбой, пиром и смертью злодея: “Горе потонуло, а купец стал жить по-старому, по-прежнему” («Горе»); “А царевич поехал к отцу, выпросил разрешения и женился на купеческой дочери, и стали они счастливо жить-поживать, да добра наживать” («Оклеветанная купеческая дочь»). Мы уже не можем предположить, что будет дальше происходить с этими персонажами. Заключительное благополучие — это конец сказочного времени. Выход из сказочного времени в реальность совершается и с саморазоблачения рассказчика: указанием на несерьёзность рассказчика, на нереальность всего им рассказанного, снятием иллюзии. “Принесла в избу сметану, посадила с собою Лутоню. Лутоня наелся донельзя, залез на палати и уснул. Когда он проснётся, тогда и сказка моя дале начнётся, а теперь пока вся” («Лутонюшка»). “Говорят, в старину все такие-то удальцы рожались, а нам от них только сказочки остались” («Безногий и безрукий богатырь»). Иногда завершительная формула напоминает, что сказочник профессионал и требует себе платы за исполнение: “Сказке конец, а мне мёду корец” («Дурак и берёза»). Чаще всего рассказчик говорит, что он был на пиру, которым закончилось действие, но и здесь явно прослеживается фантастичность: “На том пиру и я был, мёд-вино пил, по устам текло, да в рот не попало; тут меня угощали: отняли лоханку от быка да налили молока; потом дали калача, в ту ж лоханку Я не пил, не ел, вздумал упираться, со мной стали драться, я надел колпак; стали в шею толкать” («Иван Быкович»). Былины так же, как и сказки, не имеют авторского времени. Их время — время действия и время исполнения. Время былин также является замкнутым. Время целиком замкнуто в сюжете. Целиком и полностью оно отделено от общего исполнительского времени: начинается с начала сюжета и заканчивается концом сюжета. По большей части конец былины — это конец подвига богатыря. Начинается былина определёнными формулами, которые определяют место действия и дают основные указания о богатыре:
История народа, как правило, начинается с фантастических пересказов мифов и красивых легенд. В этих творениях всегда спрятано зерно истории, окаймленное и приукрашенное фантазией. Уже в первом тысячелетии до нашей эры древние греки слушали рифмованные истории о троянской войне и приключениях хитроумного Одиссея. Ученые долгое время считали, что события, которые описаны в эпических поэмах "Илиада" и "Одиссея", больше мифологические, чем исторические. Авторство этих поэм приписывалось древнегреческому странствующему певцу Гомеру. А в семидесятых годах XIX века археолог Шлиман в раскопках на побережье Эгейского моря нашел ту самую Трою, об осаде которой рассказывается в "Илиаде". Если верить Гомеру, война между ахейцами и троянцами произошла в результате похищения троянским царевичем Парисом жены спартанского царя Менелая — известной красавицы Елены. Это событие произошло не без верховного бога Зевса, который искал повод для втягивания народов в уничтожающие войны. В своей поэме Гомер не только рассказывает о дальнейших событиях, но и описывает беспримерное мужество и отвагу героев Эллады. Описывая боевые сражения, автор неоднократно подчеркивает бесстрашие и самоотверженность любимцев народа — Ахилла и Гектора. • Именно они являются воплощением идеала человека, мужчины, героя. Разгневанный Гектор, словно страшный ураган, заклинал троянцев скорее преодолеть ров. Герою был дан знак свыше — он видел исцарапанную до крови змею, которая укусила орла. Но Гектор, не щадя себя, вместе с воинами громил башни, разбивал бойницы, выдирал из земли мощные бревна, подпирающие крепостной вал. И именно Гектор прорвался первым сквозь ахейский вал, завоевав наивысшую славу. Подчеркивая мощь Гектора, Гомер обращает внимание на то, что он был похож на самого бога войны и всегда находился впереди. Тело героя прикрывал щит, обтянутый грубой шкурой и обитый медью. На голове Гектора поблескивал шлем с длинной черной гривой, развевающейся на ветру. Ему, конечно, известно чувство страха, но Гектор научился с ним бороться, так как война — это обязательство перед родителями, сыном и всеми соотечественниками. Жена героя Андромаха умоляет его не рисковать жизнью, остаться в крепости, но он отказывается. Гектор не может оставить своих воинов, свой народ в такую минуту. Гомер мастерски рисует теплые отношения между героем Трои и Андромахой. Жена тревожится и просит мужа быть осторожным, на что Гектор нежно советует ей беречь сердце от тяжких треволнений. Один из эффектнейших эпизодов "Илиады" — бой между Ахиллом и Гектором. Выхватив из ножен тяжелый меч, Гектор бросился на Ахилла, как мощный горный орел сквозь тучи бросается на ягненка или зайца. Ахилл ждал его, могущественный и страшный в своем воинском совершенстве: огромный щит закрывал его грудь, а на шлеме сияла пышная золотая грива, которую выковал бог Гефест. Во время поединка Гектор был смертельно ранен. Чувствуя приближение смерти, герой тревожится о родителях, маленьком сыне и молодой жене. Обоим участникам поединка присуще яростное желание победить и прославиться, а также — воинская доблесть. К тому же Гомер показывает, какой благородный характер у Ахилла. Он искренний, честный и верный товарищ. Это человек пылкий, подверженный сильным страстям. Ему не чуждо сострадание. Именно непобедимый Ахилл воплощает в себе образ воина тех времен, образы Гектора и Ахилла олицетворяют морально-этические идеалы народа. Поэмы Гомера, слепого бездомного странника, стали гимном отваги и мужества, ума и честного труда.
Нравственный идеал понятие индивидуальное для каждого человека. В зависимости от характера, воспитания, мировоззрения и мироощущения, нравственные позиции у каждого отдельного человека складываются различно. Лев Николаевич Толстой рисует определённый нравственный идеал в романе, опираясь на свои нравственные принципы и искания. Весь мир романа действует по его законам, и мы опираемся на понятие нравственности с точки зрения Л.Н. Толстого. Он как противник любых схем, представил нравственный идеал в наиболее простом и понятном виде. Человек должен найти Бога внутри себя, найти ту "другую, лучшую" любовь к ближнему, должен научиться любить жизнь.
В статье о Толстом ещё Чернышевский отмечал характерную черту тогда ещё молодого писателя: его произведения с особой силой пронизывает "чистота нравственного чувства". Изображение людей, событий частной и общественной жизни определяется этим чистым чувством, оценивается с нравственного критерия - критерия добра, бескорыстия, душевной ясности и простоты, неразрывности связи с людьми, с обществом, с народом.Л.Н. Толстой исследует скрытные процессы человеческого сознания, не совпадающие с их внешними проявлениями. Таким образом, герои Толстого раскрываются дважды: через их поступки, поведение и через размышления, внутренние монологи.
Пьер Безухов противоречивая натура. Его поведение противоречит заведённому порядку салонной жизни. Он нарушает равномерный, приличный, слаженный шум "разговорной машины", пробубнив что-то в ответ на слова чопорной тётушки; "врываясь" в разговор, он высказывает свои мысли "с отчаянностью", "всё более и более одушевляясь". "Жизнь есть всё. Жизнь есть Бог. Все перемещается и движется, и это движение есть Бог. И пока есть жизнь, есть наслаждение самосознания божества. Любить жизнь, любить Бога. Труднее и блаженнее всего любить эту жизнь в своих страданиях, в безвинности страданий". К таким выводам приходит Пьер Безухов - герой Л.Н. Толстого, - точнее не приходит, а "кто-то говорит ему эти мысли". Откровение приходит Пьеру во время плена. Потеряв физическую свободу, Пьер обретает иную, духовную:
"Поймали меня, заперли меня. В плену держат меня. Кого меня? Меня? Меня - мою бессмертную душу!"
"Он долго в своей жизни искал с разных сторон этого успокоения, согласия с самим собою … он искал этого в филантропии, в масонстве, в рассеянии светской жизни, в вине, в геройском подвиге самопожертвования, в романтической любви к Наташе; он искал этого путем мысли, и все эти искания обманули его". Но писатель не считает эти искания бесполезными, наоборот, каждая веха в жизни Пьера привносит свою лепту в тот стройный, гармоничный внутренний мир, каким тот стал после плена. Пьер как бы поднимается по ступеням, и, приподнявшись на одну ступень, он переосмысливает свои предыдущие поступки, то есть он к постоянному самосовершенствованию и самоочищению.
Наташа Ростова - самый яркий женский образ романа - всю жизнь следует этому утверждению. Любовь к людям, к окружающему миру - её неотъемлемая часть. Поэтому Л.Н. Толстой, скорее, не её приводит этому тезису, а с ее ведет к нему остальных. Но автор вовсе не хочет создать идеальный образ безупречной, добродетельной девушки. Живая, как сама жизнь, Наташа не лишена недостатков и слабостей, в её душе, как в душе каждого человека, борются дурные и добрые начала. Вот эту борьбу , этот процесс сложной и духовной жизни своих героев - диалектику их души - раскрывает Л.Н. Толстой. Но образ Наташи Ростовой больше связан с народной жизнью в романе, хотя она вполне включает в себя нравственный идеал. Духовная красота Наташи проявляется в её отношении к родной природе. Это её стихия. Иным представляется внешний и внутренний облик Наташи. Любуясь своей героиней, Толстой особенно ценит в ней "простоту, добро и правду" - четыре естественные, столь свойственные чистому, неиспорченному духовному миру детей.
Глубокий знаток человеческой души, проницательный психолог, Лев Николаевич Толстой обнажает глубины внутренней жизни своих героев, позволяет нам заглянуть в эти глубины и задуматься не только над судьбами действующих лиц романа, но и над своей собственной жизнью. Толстой раскрывает истинную красоту человека и произносит суровый приговор над ложью, жестокостью и эгоизмом. Автор стремился показать тончайшие оттенки духовной жизни героев, воспроизвести "сам психический процесс" их нравственного совершенствования. В душе героев постоянно накапливались различные впечатления, которые затем приводили их к резким изменениям в их духовном развитии.
"…Глубокое знание тайных движений психологической жизни и непосредственная чистота нравственного чувства… - писал Чернышевский о Толстом, - всегда останутся существенными чертами его таланта".