Завязка происходит в седьмом явлении первого действия, когда появляется сам Чацкий. Сразу завязываются две сюжетные линии — любовная и социальная. Любовная построена на банальном треугольнике, где имеются два соперника, Чацкий и Молчалин, и одна героиня, Софья.
Вторая сюжетная линия — социальная — обусловлена идеологическим противостоянием Чацкого и косной общественной среды. Главный герой в своих монологах обличает взгляды и убеждения «века минувшего» .
Сначала на первый план выдвигается любовная сюжетная линия: Чацкий и раньше был влюблён в Софью, и «даль разлуки» не охладила его чувств. Однако за время отсутствия Чацкого в доме Фамусова многое изменилось: «дама сердца» встречает его холодно, Фамусов говорит о Скалозубе как о предполагаемом женихе, Молчалин падает с лошади, а Софья, увидев это, не может скрыть своей тревоги. Её поведение настораживает Чацкого:
Смятенье! обморок! поспешность! гнев! испуга! Так можно только ощущать, Когда лишаешься единственного друга.
Кульминация любовной сюжетной линии — это окончательное объяснение Софьи и Чацкого перед балом, когда героиня заявляет, что есть люди, которых она любит больше, чем Чацкого, и расхваливает Молчалина. Несчастный Чацкий восклицает про себя:
И я чего хочу, когда всё решено? Мне в петлю лезть, а ей смешно.
Социальный конфликт развивается параллельно с любовным. В первом же разговоре с Фамусовым Чацкий начинает высказываться по общественным и идеологическим вопросам, и его мнение оказывается резко противоположным взглядам Фамусова. Фамусов советует служить и приводит в пример своего дядю Максима Петровича, который умел вовремя упасть и выгодно рассмешить императрицу Екатерину. Чацкий заявляет, что «служить бы рад, прислуживаться тошно» . Фамусов хвалит Москву и московское дворянство, которое, как повелось от века, продолжает ценить человека исключительно по знатному роду и богатству. Чацкий видит в московской жизни «подлейшего житья подлейшие черты» . Но всё-таки сначала социальные споры отступают на второй план, позволяя полностью развернуться любовной сюжетной линии.
После объяснения Чацкого и Софьи перед балом любовная история видимо исчерпана, но драматург не спешит с её развязкой: ему важно развернуть социальный конфликт, который теперь выходит на первый план и начинает активно развиваться. Поэтому Грибоедов придумывает остроумный поворот в любовной сюжетной линии, который очень понравился Пушкину. Чацкий не поверил Софье: такая девушка не может любить ничтожного Молчалина. Разговор Чацкого и Молчалина, который следует сразу за кульминацией любовной сюжетной линии, укрепляет главного героя в мысли, что Софья пошутила: «Шалит, она его не любит» . На балу противостояние Чацкого и фамусовского общества достигает высшего накала — наступает кульминация социальной сюжетной линии. Все гости радостно подхватывают сплетню о сумасшествии Чацкого и демо
1. Александр Сергеевич Пушкин - "Памятник"2. История создания стихотворения (когда написано, по какому поводу, кому посвящено).Стихотворение было написано 21 августа 1836 года, то есть незадолго до смерти Пушкина. Многие "Пушкинисты" считают, что основные идеи для этого стихотворения поэт почерпнул в оде Горация под названием «Exegi monumentum». Однако, другие считают, что он почерпнул идеи у других поэтов (Гавриила Державина, Михаила Ломоносова, Александра Востокова и Василия Капниста). Уже в начале Пушкин указывает, что стих этот обращен к широкому адресату. Это видно." уже из первых строчек. «.„К нему не зарастет народная тропа»,. — говорит он о своем литературном «памятнике».. 3. Эмоциональная окраска и жанр: эпиграмма, эпитафия, элегия - не знаю, честноЭто ода4. Общая тематика стихотворения:Мне кажется, что это философская лирика. 5. Тема, идея стихотворения (см. ниже)В стихе Пушкин задумывается о смысле жизни, об особой миссии, которая дается каждому человеку с его рождения. И знаете, Пушкин выполнил свою миссию.8. Стихотворный размер:А) двусложные размеры:_ _' / _ _' / _ _' /_ _' ямб;Б). трехсложные размеры:_ _' _ амфибрахийВ). На сколько я поняла, свободный9. Рифма:абаб - перекрестная;12. Ваши впечатления о стихотворении.Прочитав данный стих, я в очередной раз убедилась, что Пушкин - поэт вне времени и пространства. Каждое его произведение неповторимо, в каждом своя философия, свой подтекст. Его стихотворение "Памятник" возвышает душу, которая требует продолжения, но стих заканчивается и тебя словно "силком" забирают из этой сказки. Не многие произведения могут заинтересовать, но это определенно одно из них и, наверное, самое лучшее.
Это самое первое ВГИК...