Сегодня, говоря о тюльпанах, все первым делом вспоминают Голландию с ее разноцветными цветочными полями, уходящими за горизонт. Но мало кто знает, что настоящей «тюльпановой страной» является не европейское государство, а азиатский степной Казахстан. Да-да, именно отсюда тюльпаны распространились по всему миру. И, главное, здесь до сих пор можно встретить эти цветы в первобытном виде.
Тюльпаны появились более 10 миллионов лет назад в полосе пустынь и предгорий Тянь-Шаня — на территории современного Казахстана. Именно отсюда эти скромные, но необычные цветы постепенно расселились по всему свету. Сегодня в мире существует более 3 000 сортов культурных тюльпанов. И большая их часть — «потомки» казахстанских цветов.
Из Казахстана тюльпаны быстро распространились на Запад, где степных «дикарей» начали окультуривать. Сначала в Персии, а затем — в Турции. В Турции впервые стали заниматься селекцией этих растений профессионально. Тюльпаны там называли «лале». Кстати, женское имя Лале до сих пор одно из самых популярных в стране.
Вторая линия спора о принципах нигилистов. Нигилисты действуют обдуманно, исходя из принципа полезности деятельности для общества. Они отрицают общественный строй, то есть самодержавие, религию, таков смысл слова «ВСЕ» . Базаров замечает, сто свобода, о которой хлопочет правительство, едва ли пойдёт впрок; в этой фразе содержится намек на готовившиеся реформы. Базаров не принимает реформу как средство изменения общественного положения. Отрицание воспринимается новыми людьми как деятельность, а не болтовня. Эти высказывания Базарова можно назвать революционными. Тургенев сам понимал нигилизм Базарова как революционность. Позднее в этом споре Павел Петрович стоит за сохранение старых порядков. Ему страшно представить разрушение «всего» в обществе. Он согласен пойти лишь на мелкие изменения при сочетании основ существующего строя, на при к новым условиям, как это делает брат. Они не реакционеры, они либералы по сравнению с Базаровым. Третья линия спора о русском народе.
По мнению Павла Петровича, русский народ – патриархальный, свято ценит предания, не может жить без религии. Эти славянофильские взгляды ( при образе жизни на английский лад) говорят о реакционности. Он умиляется отсталостью народа и в этом видит залог общества. Положение народа вызывает в Базарове не умиление, а гнев. Он видит неблагополучие во всех областях народной жизни. Базаров оказывается дальновидным и осуждает то, что потом станет символом веры народничества. Не случайно он говорит, что русскому народу не нужны бесполезные слова типа «либерализм» , «прогресс» . У Базарова трезвое отношение к народу. Он видит необразованность и суеверие народа (зачитать отрывок о суеверии) . Эти недостатки он презирает. Однако Базаров видит не только забитость, но и недовольство народа. Четвертое направление в споре – расхождение во взглядах на искусство и природу.