Приставкин "фотографии"1.Общее впечатление о прочитанном произведении. 2. О чем это произведение? (тема) 3. Мое отношение к героям произведения. Кто из героев понравился больше? Почему? 4. Что хотел сказать автор своим произведением? (идея, основная мысль) 5. Какое значение имеет этот рассказ для нашей жизни
Н.В. Гоголь «Шинель»
(1842 г.)
краткий анализ произведения
Главные герои
- Акакий Акакиевич Башмачкин;
- значительное лицо.
Тема
- маленький человек.
Проблематика
- унижение маленького человека;
- бездуховность бюрократической системы по отношению к маленькому человеку.
Анализ произведения
Бедный чиновник Акакий Акакиевич Башмачкин выступает как олицетворение бедных обездоленных людей. Его жизнь раскрывается в повести как суровая зависимость от общих условий жизни. А.А.Б. занимает малозначительное место в обществе, поставлен в условия прозябания и нищеты. Духовная жизнь чиновника до крайности бедна и замыкается в пределах одного департамента. Этот маленький человек живет в атмосфере вечной борьбы за свое существование. Именно поэтому покупка новой шинели воспринимается как событие исторической важности. Сам Башмачкин не видит ничего странного в своём существовании, безропотно перенося все унижения. Трагизм положения Акакия Акакиевича заключается в том, что он лишен прав на человеческую жизнь.
Общество унижает в нём человеческое «я», но после того как у него пропала шинель, события в повести принимают иной характер. Маленький человек впервые решается заявить о себе и отправляется с жалобой к значительному лицу с целью найти правду, поймать и наказать виновного. И здесь этот маленький человек сталкивается с бездушием, бюрократизмом чиновничьего аппарата, да и всей системы в целом, в которой ему не находится места, поэтому он не выдерживает и погибает.
Чтобы подчеркнуть драматизм повествования, Гоголь вводит в повесть фантастику, которая понять идейный замысел. В финале произведения происходит встреча мертвеца Акакия Акакиевича Башмачкина со значительным лицом, и маленький человек вершит суд над ним. Таким образом, в конце повести возникает мотив возмездия, но оно выражается в фантастической форме, ибо протест, на который оказывается мертвец, в жизни реального героя Башмачкина отсутствует.