ТИЛЬТИЛЬ И МИТИЛЬ (фр. Tiltill, Mitill) — герои феерии М. Метерлинка «Синяя птица» (1905), маленький мальчик в костюме Мальчика-с-Пальчика, его младшая сестричка в платье Красной Шапочки. Через костюмы героев Перро автор стремится привлечь внимание к сказочной стихии пьесы. Образ ребенка довольно частое явление в драматургии Ме-терлинка. Причем, как правило, это символ, который имеет, по наблюдению Б.И.Зингерма-на, два значения: символ неведения, безвинного, бес страдания и образ чистых надежд, обращенных в будущее, к счастливым, не родившимся еще поколениям. Вместе с тем Т. и М. вполне живые дети, без нарочитой символической окраски. Они, как и многие их сверстники, радуются подаркам, ждут праздников, особенно Рождества, любят сладости и игры. Но их отец всего лишь бедный дровосек, поэтому Т. и М. только в мечтах съедают по «четырежды двенадцать» пирожных, не забыв при этом поделиться друг с другом. Они действительно очень милые, добрые, общительные и хорошо воспитанные дети. Однажды под Рождество явилась к ним фея и отправила их в путешествие по удивительным местам. То ли это происходило в мечтах, то ли во сне, а может быть, и на самом деле случилось, но по настоянию этой странной феи и с ее чудодейственным алмазом в руках Т. и М. пошли искать Синюю птицу, которая должна выздороветь заболевшей внучке феи. Они побывали в волшебном мире, где действуют не предметы и вещества, а их души — душа Сахара, душа Воды, душа Часов и т.д. Они посетили Страну воспоминаний, где встретились со своими Бабушкой, Дедушкой, умершими в детстве братиками и сестричками, побеседовали с Лазоревыми детьми из Царства Будущего. Но Синей птицы так и не нашли. И это не удивительно: во всех этих чудесных местах Синей птицы — символа счастья — быть не могло. Эта диковинная птица всегда находится рядом. Главное — вовремя разглядеть ее. Т., не раздумывая, отдает свою горлицу, которая давно уже живет в клетке у него в комнате, больной соседской девочке, и горлица становится синей. Подарив счастье ближнему, Т. и сам начинает все видеть по-другому — более красивым, новым, значительным. Горлица, став синей, вырывается из рук девочки-соседки и улетает. «Ничего, не плачь, я ее поймаю», — успокаивает девочку Т. Он обращается к зрителям (или читателям): «…если кто-нибудь из вас ее найдет, то пусть принесет нам — она нам нужна, чтобы стать счастливыми в будущем…» Несомненно, что и сам Т. постарается сдержать обещание и вместе со своей сестрой вновь отправится в поход за Синей птицей. Герои вернулись из своего дивного путешествия повзрослевшими и помудревшими. Они поняли, что счастье — не в обладании Синей птицей, а в ее поиске. В знаменитой постановке «Синей птицы», осуществленной в Художественном театре К.С.Станиславским и Л.А.Сулержицким (1909), первыми исполнителями ролей Т. и М. были С.В.Халютина и А.Г.Коонен.
Самое известное детское произведение о светиле – это «Краденое солнце» Корнея Ивановича Чуковского. Но оно довольно большое по объему и слишком уж распространенное. А вот если нужно на празднике вашему малышу рассказать небольшое стихотворение о солнышке, то есть еще несколько подходящих стихотворений разных авторов.
Тучка прячется за лес, Смотрит солнышко с небес. И такое чистое, Доброе, лучистое. Если б мы его достали, Мы б его расцеловали. (Г. Бойко)
За окошком дождик льёт, По минутам день ползёт. Надоело долго ждать - Буду солнце рисовать. Нарисую солнце - Приклею на оконце, Стало в комнате светлей, Сразу стало веселей. Я скажу вам, не тая - Жить без солнышка нельзя! (О. Чусовитина)
Помимо того, что детские стихотворения легки и приятны на слух, они еще и оказывают поразительное влияние на развитие ребенка. Незамысловатые строчки с простым ритмическим рисунком легко запоминаются детьми. Певучесть стихов развивает чувство ритма, улучшает дикцию. У ребенка развивается память и фантазию.
Где ж, весна-красна, солнце ясное — Вечно юное и прекрасное? Пусть по выси небес разгуляется, Добрым людям поулыбается, Обогреет скорей поля черные, Обласкает щедрей леса голые. За подарки его лучезарные Скажем мы слова благодарные. (И. Живодерова)
Стихи эти, как и любое другое литературное произведение, скорее, не учат чему-то, но рассказывают детям об окружающем мире, о Солнце, о его взаимосвязи с природой и людьми. А воплощения этих рассказов уже влияют на речевое развитие ребенка.
Паучок торопко Начал сеть вязать, Чтоб в кустах у тропки Солнышко поймать. Прилетела иволга, Села на сучок: - Солнышко не выловишь, Глупый паучок. (Л. Гержидович)
Если провести небольшой лексический анализ этих стихотворений, то можно заметить большое количество художественных приемов речевому развитию малышей. Здесь много уменьшительно-ласкательных суффиксов. Они ребенку освоить словообразование. Ваш малыш узнает, что Солнце можно называть солнышком. Олицетворение светила и вовсе заставляет фантазию ребенка разыграться. Ведь сколько нужно работы совершить детскому мозгу, чтобы представить такое.