Образ и характер Пугачева в повести Капитанская дочка
В повести, где основной темой является крестьянское восстание под руководством Пугачёва, настоящим главным героем следует считать вождя крестьянской войны, хотя внешне таким героем выступает П. (Данный материал грамотно написать и по теме Образ и характер Пугачева в повести Капитанская дочка. Краткое содержание не дает понять весь смысл произведения, поэтому этот материал будет полезен для глубокого осмысления творчества писателей и поэтов, а так же их романов, повестей, рассказов, пьес, стихотворений.) А. Гринёв, от имени которого ведётся повествование. Но именно Пугачёв стоит в центре произведения, так как он определяет судьбу действующих лиц, с ним связаны все сюжетные линии.
В изображении Пугачёва Пушкин резко расходится с дворянскими писателями и публицистами, которые видели в вожде восстания «изверга, вне законов природы рождённого, ибо в естестве его не было и малейшей меры добра, того благого начала, той духовной части, которые разумное творение от бессмысленного животного отличают»,— как писал, например, историк Бро-невский в критике на «Историю Пугачёва» Пушкина.
Совершенно не таков Пугачёв в изображении Пушкина. Необыкновенно привлекателен внутренний облик Пугачёва, воплотившего в себе характерные черты русского народа — широту, цельность и удаль натуры, талантливость. Пугачёв кровно связан с народом, пользуется его любовью и поддержкой. Народ видит в Пугачёве «народного царя» и своего заступника. Казаки и солдаты Белогорской крепости не желают сражаться против Пугачёва, переходят на его сторону; жители крепости встречают его хлебом-солью. Пушкин неоднократно показывает Пугачёва, окружённого народом; заслышав колокольчик тройки, народ выбегает его встречать.
Чтобы подчеркнуть близость Пугачёва к народной массе, кровное родство с ней, Пушкин, раскрывая его образ, широко использует фольклор. Речь Пугачёва пересыпана пословицами и поговорками, отражающими народные воззрения: «Долг платежом красен», «Честь и место», «Утро вечера мудренее», «Казнить так казнить, миловать так миловать». Пугачёв любит народные песни. Желая дать понять Гринёву, как ему, Пугачёву, дорога свобода, вольная жизнь, он прекрасно передаёт это яркими образами народной калмыцкой сказки об Орле и Вороне.
Пугачёв справедлив, великодушен, отзывчив. Эти качества ясно выступают в его отношениях к Гринёву, Савельичу. Пугачёв вывел Гринёва, Савельича и ямщика к постоялому двору и выручил из беды. И как же щедро отплатил Пугачёв за стакан вина и заячий тулупчик: он даровал Гринёву жизнь, защитил Машу от посягательств на неё Швабрина, ему обязаны Гринёв и Маша своим счастьем. Насколько человечнее, добрее, благороднее Пугачёв Екатерины II, которая в конце повести выступает в роли благодетельницы Маши Мироновой и Гринёва. Правда, Екатерина II приказала освободить Гринёва, но сделала это, только убедившись в том, что он не был пугачёвцем. Отпуская Машу Миронову, Екатерина II сказала ей: «Знаю, что вы не богаты, но я в долгу перед дочерью капитана Миронова. Не беспокойтесь о будущем. Я беру на себя устроить ваше состояние». И своего обещания она не выполнила. Заканчивая повесть, Пушкин уже от своего имени пишет, что внуки Гринёва и Марьи Ивановны владеют только тем селом, которое принадлежало их деду и прадеду. Екатерина II, щедро раздававшая в награду своим любимцам имения, ничего не сделала для Маши Мироновой.
Пугачёв неграмотен, но умён и талантлив. Он обладает незаурядными полководца. Во время сражений он личным примером ободряет своих бойцов. В своих войсках Пугачёв водворяет порядок и организованность. На военном совете у Пугачёва после свободного обмена мнениями принимаются разумные решения. Его военные успехи внушают страх правительству и царице. Пугачёв милостив и добр. На всём протяжении повести один только раз показана суровая расправа Пугачёва — с Мироновыми и Иваном Игнатьичем. Однако это не злодейство, но акт законного народного возмездия классовым врагам. Не случайно совершителем казни является изувеченный царскими слугами башкирец, которого накануне допрашивал Иван Кузьмич.
Образ Пугачёва раскрывается во взаимоотношениях его с Гринёвым, в противопоставлении его царским генералам и офицерам, в его взаимоотношениях с народом и со своими сподвижниками. И везде ярко выступает превосходство Пугачёва, везде опровергается дворянская точка зрения на вождя крестьянской войны.
Что касается главной героини повести, Марьи Кирилловны Троекуровой, то, на мой взгляд, образ ее перекликается с образом главной героини другого произведения А. С. Пушкина — Татьяной Лариной. В “Дубровском” это просто, если можно так выразиться, наброски, очертания того излюбленного образа, каким станет впоследствии для автора Татьяна. В моем представлении Маша Троекурова и Татьяна Ларина — это портрет одной и той же женщины, на в первом случае выполненный только черно-белыми красками, а во втором — яркий, красочный, со всевозможными оттенками. Какой же была Маша Троекурова, если смогла так всецело и безраздельно завладеть сердцем молодого и благородного разбойника, бывшего воспитанника кадетского корпуса Владимира Дубровского? Сказать красавица — недостаточно, потому что вокруг так много красавиц, скрывающих под маской безупречной внешности черствую душу. В Марье Кирилловне, наоборот, все было гармонично. Рано потерявшая мать, выросшая в одиночестве на лоне природы, с детства впитавшая в себя загадочные и таинственные сюжеты устного народного творчества, которыми изобиловали рассказы доброй няни-крестьянки, а затем вкусив сладость сентиментальных романов, которыми Маша, повзрослев, зачитывалась, сделали ее кроткой, чуткой и мечтательной. Отца своего Марья Кирилловна почитала, но друга и советчика в нем, как это часто бывает между родителями и детьми, не нашла. Кирила Петрович хоть и “любил ее до безумия, но обходился с нею со свойственным ему своенравием, то стараясь угождать малейшим ее прихотям, то пугая ее суровым, а иногда и жестоким обращением. Уверенный в ее привязанности, никогда не мог он добиться ее доверительности”. Когда в поместье к Троекуровым явился молодой учитель для сводного брата Маши и время от времени стал давать уроки музыки и ей, то вскоре девушка нашла в нем героя своего романа. Машу покорили в молодом учителе его благородство, усердие и особенно — его храбрость: “Воображение ее было поражено: она видела мертвого медведя и Дефоржа, спокойно стоящего над ним и спокойно с нею разговаривающего. Она увидела, что храбрость и гордое самолюбие не принадлежат исключительно одному сословию... ” С детства привыкшая видеть в своем доме мужчин, похожих поведением на своего отца: властных, разгульных, думающих только о деньгах и наживе, в учителе Маша нашла полную противоположность. Никогда не мечтавшая о богатстве, привыкшая довольствоваться малым, и, наоборот, высоко ценившая духовное богатство человека, Маша почувствовала в молодом человеке родственную натуру, и сердце ее безропотно поддалось его зовущему сердцу. Узнав вскоре, что учитель Дефорж — это не кто иной, как Дубровский, известный разбойник, которого давно уже разыскивает полиция, Маша хоть и испугалась, но не отреклась от него. Узнав о мысли отца выдать ее замуж за нелюбимого, но богатого человека, Маша решилась на побег с Дубровским. Но судьбе было угодно отнять у нее последний шанс быть с любимым: побег не удался. Мертвенно бледна Маша-невеста, на лице — ни кровинки. Стоя у алтаря, “Марья Кирилловна ничего не видала, ничего не слыхала, думала об одном, с самого утра она ждала Дубровского, надежда ни на минуту ее не покидала... ”. Но чуда не случилось — Дубровский не приехал. Обряд был совершен И когда, уже после церкви, за каретой послышались крики погони, и Дубровский со своими людьми попытался освободить Марью Кирилловну, молодая княгиня, собрав все свои силы, с твердостью воспротивилась, сказав при этом, что она уже обвенчана, она жена другого. Точно так же, как и Татьяна Ларина из “Евгения Онегина”, Маша не боится признаться, что любит Дубровского, и точно так же, как Татьяна, не может предать того, кого назвала перед Богом своим мужем. А все дело в морали, в чувстве долга и ственности, на которых Маша выросла и которые прочно впитала в себя. Честь и долг для нее дороже любви. В этом и достоинство главной героини “Дубровского”, и жизненная драма.
В повести, где основной темой является крестьянское восстание под руководством Пугачёва, настоящим главным героем следует считать вождя крестьянской войны, хотя внешне таким героем выступает П. (Данный материал грамотно написать и по теме Образ и характер Пугачева в повести Капитанская дочка. Краткое содержание не дает понять весь смысл произведения, поэтому этот материал будет полезен для глубокого осмысления творчества писателей и поэтов, а так же их романов, повестей, рассказов, пьес, стихотворений.) А. Гринёв, от имени которого ведётся повествование. Но именно Пугачёв стоит в центре произведения, так как он определяет судьбу действующих лиц, с ним связаны все сюжетные линии.
В изображении Пугачёва Пушкин резко расходится с дворянскими писателями и публицистами, которые видели в вожде восстания «изверга, вне законов природы рождённого, ибо в естестве его не было и малейшей меры добра, того благого начала, той духовной части, которые разумное творение от бессмысленного животного отличают»,— как писал, например, историк Бро-невский в критике на «Историю Пугачёва» Пушкина.
Совершенно не таков Пугачёв в изображении Пушкина. Необыкновенно привлекателен внутренний облик Пугачёва, воплотившего в себе характерные черты русского народа — широту, цельность и удаль натуры, талантливость. Пугачёв кровно связан с народом, пользуется его любовью и поддержкой. Народ видит в Пугачёве «народного царя» и своего заступника. Казаки и солдаты Белогорской крепости не желают сражаться против Пугачёва, переходят на его сторону; жители крепости встречают его хлебом-солью. Пушкин неоднократно показывает Пугачёва, окружённого народом; заслышав колокольчик тройки, народ выбегает его встречать.
Чтобы подчеркнуть близость Пугачёва к народной массе, кровное родство с ней, Пушкин, раскрывая его образ, широко использует фольклор. Речь Пугачёва пересыпана пословицами и поговорками, отражающими народные воззрения: «Долг платежом красен», «Честь и место», «Утро вечера мудренее», «Казнить так казнить, миловать так миловать». Пугачёв любит народные песни. Желая дать понять Гринёву, как ему, Пугачёву, дорога свобода, вольная жизнь, он прекрасно передаёт это яркими образами народной калмыцкой сказки об Орле и Вороне.
Пугачёв справедлив, великодушен, отзывчив. Эти качества ясно выступают в его отношениях к Гринёву, Савельичу. Пугачёв вывел Гринёва, Савельича и ямщика к постоялому двору и выручил из беды. И как же щедро отплатил Пугачёв за стакан вина и заячий тулупчик: он даровал Гринёву жизнь, защитил Машу от посягательств на неё Швабрина, ему обязаны Гринёв и Маша своим счастьем. Насколько человечнее, добрее, благороднее Пугачёв Екатерины II, которая в конце повести выступает в роли благодетельницы Маши Мироновой и Гринёва. Правда, Екатерина II приказала освободить Гринёва, но сделала это, только убедившись в том, что он не был пугачёвцем. Отпуская Машу Миронову, Екатерина II сказала ей: «Знаю, что вы не богаты, но я в долгу перед дочерью капитана Миронова. Не беспокойтесь о будущем. Я беру на себя устроить ваше состояние». И своего обещания она не выполнила. Заканчивая повесть, Пушкин уже от своего имени пишет, что внуки Гринёва и Марьи Ивановны владеют только тем селом, которое принадлежало их деду и прадеду. Екатерина II, щедро раздававшая в награду своим любимцам имения, ничего не сделала для Маши Мироновой.
Пугачёв неграмотен, но умён и талантлив. Он обладает незаурядными полководца. Во время сражений он личным примером ободряет своих бойцов. В своих войсках Пугачёв водворяет порядок и организованность. На военном совете у Пугачёва после свободного обмена мнениями принимаются разумные решения. Его военные успехи внушают страх правительству и царице. Пугачёв милостив и добр. На всём протяжении повести один только раз показана суровая расправа Пугачёва — с Мироновыми и Иваном Игнатьичем. Однако это не злодейство, но акт законного народного возмездия классовым врагам. Не случайно совершителем казни является изувеченный царскими слугами башкирец, которого накануне допрашивал Иван Кузьмич.
Образ Пугачёва раскрывается во взаимоотношениях его с Гринёвым, в противопоставлении его царским генералам и офицерам, в его взаимоотношениях с народом и со своими сподвижниками. И везде ярко выступает превосходство Пугачёва, везде опровергается дворянская точка зрения на вождя крестьянской войны.