В стародавние, тёмные времена, отрок молодой пришёл в храм, молиться да поклоны бити. Услыхал о том бес проклятущий, да как начал всё время как-бы невзначай крутился возле алтаря, и всё скрежетал, что ты там затих, почему тебя не слышно? Испугался отрок, слова вымолвить не может. Так проклятый как начал ломиться в душу, и орать, что ты там молчишь, что с тобой? Начал поносить его и ругаться, да так, что ужас брал поневоле, смущал отрока что вообще душу с тела вырвет. Бес вопил, что, нежели молится и с закрытыми глазами, причём не просто стоя, а непосредственно на коленях, стращал тем, что убъёт, и сам потом отрока благоверного смущал, говория: вот я ругнусь и прокляну, и ты так делай! Сомкнул очи отрок глаза в ужасе диком, и слышит, бес где-то у алтаря встал в отдалении. Набравшись смелости, взял крест в руки, и на пол, накарачики присел, а там щель очень широкая снизу у алтаря, ну и взглянул он в щель и смотрит. А там бес прямо в щель смотрит, и ухмыляется: ну что? Смутился?
Примулы называют также первоцветом, так как появляются они весной в числе первых цветов. В народе их называют еще "баранчиками" - молодые листочки, волнистые и опушенные, похожи на спинки ягнят; "ключиками" - цветки собраны в соцветие, напоминающие связку ключей.
Поскольку растение цветёт весной, в предверии лета, а жёлтые цветки в зонтикообразном соцветии действительно имеют вид связки миниатюрных ключиков, то в народе первоцвет поэтически называют ключи от лета, ключ, ключики. У многих славянских народов примула почитались как золотые ключики, открывающие по весне дорогу всему зеленому царству.