" Повесть о житии Александра Невского "
Князь Александр,сын Ярослава Всеволодовича и Феодосии,был высок,хорош собой ,храбр и делами мудр.В Западных странах не видали таких князей,а прослышав,король Римской веры из Полуночной страны решил пойти походом,забрать в плен земли Александра.
Пришёл к Неве и послал гонцов с письмом,что король забирает владения Александра себе.Не согласился новгородский князь принял благословление ,да и пошёл в поход своей дружиной малой ,не успев оповестить отца.
Ижорскому старейшине Пелугию,Александр поручил морской дозор.Было старейшине видение,что мученики Борис и Глеб спешили на князю,плывя по морю,на ладье.В бою с литинянами Александр ранил копьём короля,дружина сражалась храбро,и с ангела Божьего,князь вернулся домой с победой. Через год латиняне вернулись на земли Александра,отстроили город,но князь сравнял город с землёй,а врагов разогнал.Ещё через год пошёл князь на земли немецкие,освободил Псков завоёванный,да продвинулся дальше,против всех врагов,заключивших союз.На Чудском озере дружина встретились в страшной битве.Войско Божье Александру одержать победу,Псков встречал победителя с почестями около стен города.
Литовцы решили грабить земли князя,но были разбиты и изгнаны. Царь Батый,восточный правитель,вызвал князя на поклон.Собрал Александр войско,пришёл во Владимир на благословление епископа Кирилла и отправился в Орду.Батый отдал почести князю,после смерти его отца,и признал его главным,отпустив с миром. Брата князя Андрея суздальского , Батый наказал , разорив его земли,а Александр оказал отстроив города и церкви.Папа римский прислал послов к Александру, обучать Закону Божьему.Князь отверг учение латинянское,русские закон знают и по своему закону живут.Батый совершал набеги на земли русские,принуждая отдавать ему воинов.
Поехал Александр на переговоры в Орду,просить хана об освобождении от таких повинностей.Сын князя Дмитрий,взял с дружиной Юрьев,по наказу отца.По дороге домой,князь заболел смертельно, и приняв монашество скончался,став схимником.Донесли его тело до Владимира ,собрался народ в Боголюбове.Положили тело Александра в церкви Рождества Богородицы и свершилось чудо.
Усопший князь протянул руку митрополиту Кириллу и забрал грамоту,заснув навечно.
Александр Трифонович Твардовский дорогами войны, не раз обращался к ней в своем творчестве, создав героическую эпопею «Василий Теркин» и лирические циклы: «Фронтовая хроника» , «Послевоенные стихи» . Но крошечное стихотворение «Я знаю, никакой моей вины... » занимает в его лирике особое место, оно как бы подводит итог пройденному пути и относится к тому незабываемому «времени счастья» , когда осозналось, что долгожданная победа наступила, и ты, живой, будешь строителем нового мира.
Я знаю, никакой моей вины
В том, что другие не пришли с войны,
В том, что они — кто старше, кто моложе —
Остались там, и не о том же речь,
Что я их мог, но не сумел сберечь.. .
К этому чувству примешивалась горечь от потерь друзей, любимых, просто знакомых и миллионов незнакомых соотечественников. Поэт как бы вобрал в себя всеобщую боль, понес в себе; она трансформировалась, перерождалась в стихи, раскрывая Душу этого необыкновенного человека. Малюсенькое стихотворение, но оно вместило в себя философию большой прожитой жизни, много повидавшего и страдавшего человека. Твардовскому было о чем вспомнить, за что болеть душой. Это вечная вина перед родными, безвинно отправленными погибать. Поэтическая форма позволила автору многое оставить за рамками стихотворения, вместив в него лишь безмерную боль. Последняя строка ярко свидетельствует об этом.
Речь не о том, но все же, все же, все же.. .
Мой небольшой жизненный опыт не позволяет полностью понять философский смысл этого произведения, но и той тайны, которая приоткрылась, достаточно, чтобы понять гениальность Твардовского и его наследия.