"Митрофанушка" - так называет госпожа Простакова своего сына Митрофана, одного из главных героев героев комедии Д.И. Фонвизина "Недоросль". Комедия вышла такой удачной и имела такой успех, что теперь словом "недоросль" называют молодых людей, подобных Митрофану, то есть невежественных, ленивых, глупых.
А во времена Фонвизина так называли молодых дворян, не достигших совершеннолетия и не поступивших ещё на государственную службу. Митрофану Простакову 16 лет, и он недоросль. Митрофан служит наглядным примером того, как калечит молодого дворянина плохое воспитание и слепая любовь матери.
Митрофан Простаков ужасно избалован, инфантилен, глуп, ленив, эгоистичен, бездарен и невежествен. Согласно царскому указу, ему нужно учиться, и родители наняли ему учителей- иначе он не смог бы ни на службу пойти, ни жениться. Учителя - немец Вральман, оказавшийся впоследствии бывшим кучером, дьяк-недоучка Кутейкин и отставной сержант Цифиркин - не смогли за несколько лет ничему научить своего ученика. Митрофан не желает учиться, а мать, сама неграмотная и невежественная, его поддерживает: «Митрофанушка, друг мой, коли ученье так опасно для твоей головушки, так по мне – перестань».
Впрочем, учителям совершенно все равно, что их ученик ничего не знает. Только Цыферкин, отставной сержант, расстроен тем, что так и не смог научить Митрофанушку арифметике: "Дал мне бог ученика боярского сынка. Бьюсь с ним третий год: трех перечесть не умеет". Цифиркин даже отказался от оплаты.
Простакова безумно любит сына, но ее любовь морально калечит парня. Она избаловала сына и превратила его в свою копию. Митрофанушке присуще не только невежество, но и "злонравие". Он груб поотношению к окружающим, а крестьян и вровсе не считает за людей. Он не проявить доброту даже к родной матери. Это ясно видно в конце пьесы, когда Простакова лишается всего, а сын ей в ответ: "Да отвяжись, матушка, как навязалась".
Современники Фонвизина понимали, что молодых людей, подобных Митрофану, в России множество. Кто вырастет из таких митрофанушек? Только скотинины и простаковы...
Том первый
Всё начинается на званом вечере у незамужней женщины Анны Шерер. Здесь собралась примечательная компания: как завсегдатаи великосветских салонных мероприятий, так и те, кому это либо незнакомо, либо неприятно. Читатель знакомится с князем Василием Курагиным, узнаёт о том, что сыновья у него явные дураки. А вот дочь, княжна Елена (Элен), далеко неглупа и, к тому же, красавица.
Елизавета Болконская, маленькая княгиня, чувствует себя в великосветском салоне как рыба в воде. Здесь можно вовсю сплетничать, болтать о пустяках и о политике, например, о разных поступках Наполеона. А вот муж маленькой княгини, Андрей Николаевич Болконский, ужасно скучает в салоне – не нравится ему это место.
Позже появляется Пьер Безухов – молодой человек с неуклюжим телослождением. Пьер (или Пётр Кириллович) рассеян, добр, и порой довольно наивен. Например, во время разговора с завсегдатаями салона он заявляет, что поступки Наполеона, даже и жестокие, справедливы.
Позже Пьер разговорился с Андреем Болконским и его женой уже в другой обстановке. Оказалось, что князь Андрей охладел к своей жене – пора страстной любви осталась позади. Увы, кроме любви, не было ничего общего между супругами. Слишком разными они были. А когда страсть исчезла, между ними не осталось даже дружбы. Скорее приятельство, и то с натяжкой.
Затем читателя ожидает знакомство с княжной Марьей, а также её отцом. Старый князь Николай Андреевич Болконский презирает «светских дурёх», и хочет видеть свою дочь умной девушкой. Во время урока геометрии несдержанный характер князя сказался, и он вспылил. Затем, правда, успокоился.
После урока княжна прочла письмо своей заочной знакомой, княжны Жюли Карагиной. Затем было написано ответное письмо. Стиль написания писем разный: Жюли привыкла к так называемым «дешёвым эффектам», а Марья Болконская умеет обходиться без лишних красот, её письмо дышит искренностью.
Впереди новый сюжетный виток: забыв о своём обещании не ехать к Курагиным, Пьер отправляется в тот самый запретный дом. Перед читателем предстаёт молодцеватый Анатоль Курагин, а также весьма загадочный персонаж по имени Фёдор Иванович Долохов. Оказалось, что Долохов поспорил с одним англичанином, что выпьет бутылку рома, сидя на подоконнике и не держась руками ни за что, а затем сумеет без рук влезть обратно в комнату. И пари было выиграно.
Пьер участвовал в пьянке, и сам решил участвовать в пари. Однако Анатоль предложил более остроумную забаву, связанную с медведем. От чего случилась скандальная история, в результате которой Анатоль и Пьер обошлись лёгким испугом, а Долохов был разжалован в рядовые. Читатель выяснит это при знакомстве с новыми героями — Николаем Ростовым, его кузиной Соней, Наташей Ростовой, Борисом Друбецким, а также Ильёй Ростовым и его женой.
Именины графини Ростовой и её младшей дочери совсем непохожи на великосветское собрание. Если в светском салоне было слишком много формальностей, то именины выглядят куда оживлённее и непринуждённее. Здесь завязываются два любовных сюжета: роман Сони и Николая, а также детская любовь Наташи и Бориса Друбецкого. И если второй сюжет очень скоро закончится, то первый будет тянуться вплоть до… смерти князя Андрея. Но это ещё не всё: Пьер побывал на именинах, и впервые встретился с будущей женой. Правда, он вряд ли думал о подобном будущем в тот день. Чуть позже Пьер отправляется к своему отцу, графу Кириллу Безухову. Старый граф при смерти. Начинается борьба за наследство, и в итоге Пьер становится молодым богачом с графским титулом.
Вторая часть первого тома начинается в Австрии, с военного смотра. Чуть позже описывается Шенграбенское сражение, где небольшой отряд князя Багратиона сумела выстоять против французской армии. Сражение стало боевым крещением Николая Ростова. Между тем Пьера Безухова ждала судьбоносный поворот: близкое знакомство с княжной Элен. Увы, молодой граф попадает в ловушку из-за своей наивности и
признаётся в любви. Чуть позже князь Василий решает пристроить непутёвого сына Анатоля, женив его на Марье Болконской. Старый князь Болконский очень недоволен, что к нему прибыли столь подозрительные личности. Будет женитьба на приданом, а этого Николай Андреевич меньше всего хочет. К счастью, всё обошлось: княжна видела, как Анатоль заигрывал с мадемуазель Бурьен, компаньонкой княжны, и в итоге сделала выбор – остаться с отцом.
Завершается первый том описанием знаменитого сражения под Аустерлицем. Перед баталией Кутузов говорил с Андреем Болконским и прямо высказал, что битва будет проиграна. Так оно и случилось. Главнокомандующий был ранен, а князь Андрей получил ранение в голову и в итоге остался в Аустерлице.