Роман задуман как психологическое исследование "души человеческой", иначе говоря - анализ типичного характера. Произведение имеет не совсем обычную композицию. Лермонтов намеренно нарушает хронологию событий в романе, дабы показать главного гороя, Печорина, глазами разных людей. Произведение состоит из пяти самостоятельных повестей, которые объеденины общими героями. Если говорит о чёткой хронологической последовательности событий, то она будет следующей: "Тамань" - "Княжна Мери" - "Бэла" - "Фаталист" - "МАксим МАксимыч". Расположение повестей в романе: "Бэла", "МАксим МАксимыч", "Тамань" - "Фаталист". Печорин показан зрителю и со стороны М.М, и со стороны самого автора, а также история рассказывается самим Печориным. Тем самым автор нам лучше понять Печорина, проанализировать его зачастую несуразные поступки, как со стороны доброго, но недалёкого М.М., так и со стороны самого П. Основаня задача автора - всесторонне проанализировать образ героя своего времени.
Кулигин- мещанин, часовщик-самоучка, мечтающий изобрести вечный двигатель. Он пытается познать окружающий мир, проникнуть в сущность явлений, но его идеи трудно назвать идеями прогресса( его часы, которые он предлагал поставить на площади были давним изобретением, так же как и громоотвод). Кулигин пишет стихи, подражая Ломоноову и Державину.
Его роль в композиции произведения значительна. Он является обличителем "тёмного царства", его "жестоких нравов", невежества. Также в конце пьесы он заявляет открытый протест против самодуров, обличая тех, кто довёл Катерину до самоубийства.
Иван Александрович Хлестаков, мелкий чиновник низкого ранга следует из Петербурга а Саратов со своим слугой Осипом. Проездом они оказываются а небольшом уездном городке где Хлестаков проигрывается в карты и остаётся без денег)