Преголя самая длинная река, которая полностью протекает в границах Калининградской области. С многочисленными притоками она основная водная система региона.
Река Преголя берет начало у города Черняховска на слияни рек Инструч и Анграпа. Впадает в пресноводный Калининградский (Вислинский) залив Балтийского моря на западной окраине Калининграда.Река Преголя имеет длину 123 километра. Площадь бассейна 15,5 тыс. км². В районе Черняховска ширина реки составляет 20 метров, в Калининграде уже увеличивается до 80 метров. Ширина речной долины 1,0–1,5 километра. Дно реки песчаное, реже илистое. Глубина в верхнем течении составляет 2-3 метра, в нижнем – от 8 до 16 метров.Раньше у реки было прусское название – Скара, которое переводится как «изогнутая», затем ее называли – Претора или «бездна». Потом Претора изменилось в немецкое – Прегель.
Разнообразная по тематике проза Абая имеет много параллелей с его поэзией. Как и стихи, «Слова» Абая содержат критику феодально-патриархального общества, мысли о судьбе народа, о достоинствах чело-века, о роли труда и разума в формировании личности, о значении образо-вания и культуры для развития общества.
В «Словах назидания» Абая раскрывается и философская тема. Он пишет о необходимости углубленного познания явлений, тайн природы и общества, окружающего мира.
Ряд «Слов назидания» представляет собой наставление мудреца, по-знавшего законы жизни. Много и страстно пишет мыслитель о труде, нау-ке, знании, культуре, о родном и русском языках. О чем бы ни писал, о чем бы ни размышлял Абай в «Словах назидания» , мы видим образ граждани-на-мыслителя, просветителя, который горячо любил свой народ и был глу-боко встревожен его судьбой. Глубокая печаль, скорбь поэта, вызванная бесправием и тиранией, невежеством народа, соединились у Абая с любо-вью к народу, родной стране.
Хотя Абай не смог указать, как, каким путем народ может взять в руки свою судьбу, но он верил в его будущее, в благодетельные, грядущие перемены. «Кто не испытывал зла? — писал Абай. — Теряет надежду лишь безвольный. Ведь истина, что в мире нет ничего постоянного, значит, и зло не вечно. Разве после суровой, многоснежной зимы не приходит весна — цветущая, многоводная, прекрасная? » Одно из «Слов» он заканчивает мыслью: «И думаю, что, может быть, и хорошо жить так, устремляя взор надежды на будущее»
ОЛ ДАСТАН ЕВРОПАДА ЖАЗЫЛҒАНАН