"Всё было чисто, вымазано цветной глиною. На стенах — сабли, нагайки, сетки для птиц, невода и ружья...". "Окна в светлице были маленькие, с круглыми тусклыми стёклами, какие встречаются ныне только в старинных церквах...". "Вокруг окон и дверей были красные отводы. На полках по углам стояли кувшины, бутыли и фляжки зелёного и синего стекла, резные серебряные кубки, позолоченные чарки разной работы...". "Берестовые скамьи вокруг всей комнаты; огромный стол под образами в переднем углу; широкая печь с запечьями, уступами и выступами, покрытая цветными пёстрыми изразцами".
Объяснение: Господа! В настоящее время трудно себе представить мировую литературу без имени Николая Васильевича Гоголя. Этот мастер слова создал много великолепных произведений. Однако делом всей своей жизни Гоголь считал поэму «Мертвые души».
В ней перед глазами читателя разворачивается целая галерея помещичьих образов. Они следуют один за другим, демонстрируя степень деградации человеческой души: Манилов, Коробочка, Ноздрев, Собакевич и, наконец, Плюшкин.
Главу об этом помещике Гоголь считал одной из самых трудных. Именно в ней тон повествования резко меняется: возрастают мотивы грусти, печали. Важно отметить, что Плюшкин отличается от других образов тем, что Гоголь дает его в развитии, точнее, показывает деградацию его души. Начало шестой главы – это элегия об уходящей молодости и жизни. Все, что есть лучшего в человеке – его «юность», его «свежесть» - невозвратно растрачивается на дорогах жизни. Так автор готовит читателя к восприятию гибели человеческой души.
Как всегда, появлению самого персонажа на страницах поэмы предшествует описание его поместья, самого дома. Владения самого богатого помещика отличаются самой чудовищной разрухой.
Въезд в поместье полуразрушен, бревна вдавливаются, как фортепьянные клавиши. Всюду видна особенная ветхость, крыши напоминают решето, окна заткнуты тряпьем. Из-за изб видны огромные клади лежалого хлеба, похожего цветом на выжженный кирпич. Здесь все безжизненно. Господский дом, «сей странный замок», расположен посреди капустного огорода, похож на «дряхлого инвалида».
В этом имении нет места симметрии, цельности, равновесию. Тем самым автор подчеркивает, что и сознание Плюшина все «перекошено», захламлено всевозможным мусором. Он позабыл о главном и сосредоточился на третьестепенном. Плюшкин давно уже не знает, сколько, где и чего производится в его обширном и загубленном хозяйстве. Зато он следит за уровнем старой наливки в графинчике: не выпил ли кто-нибудь.
Встретив Плюшкина по дороге к дому, Чичиков не может понять, кто перед ним – баба или мужик, ключник или ключница - у этого существа даже стерлись грани пола!
Художественная литература и история во многом похожи. Те события, которые в статьях на историческую тему, учебниках или исследованиях описываются сухим языком терминов, в литературе получают художественное оформление, звучат живее и доступнее, доходят до самого сердца читателя.
Существует жанр исторического романа, в котором лучшие писатели, изучившие вначале содержимое исторических документов, пишут в увлекательной форме о событиях далекой древности или о делах не так давно минувших дней.
Таковы романы Л.Толстого "Война и мир", В.Яна "Чингис-хан", "Батый" и "К последнему морю", Б.Пруса "Фараон", трилогия Л.Воронковой об Александре Македонском и его походах с целью завоевать весь мир.
Для читателя в таких романах есть весомая польза: ведь мы не можем сами заниматься исследовательской работой, нам зачастую кажется занудным язык исторических трактатов. А художественное произведение дает нам возможность восполнить пробелы в образовании и получить удовольствие от хорошо написанной книги.
"Жизнь героев обогатила историю, а история украсила подвиги героев". - Ж. Лабрюйер