Поэма 1837 пуда "Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова" в контексте всего творчества поэта воспринимается как своеобразный итог работы Лермонтова над русским фольклором.
«Песня» написана в традициях народной поэзии. Лермонтов не пародирует фольклор, его произведение почти соткано из народных традиций, дышит и вдохновлено ими.
"Песня... " написана в особом жанре. Лермонтов стремился приблизить поэму к эпическим фольклорным сказаниям. Гусляры тешащие "Песнью" "боярина и боярыню его белолицую", играют важнейшую роль в структуре поэмы. Авторского голоса читатель не слышит, перед ним как бы произведение устного народного творчества. Следовательно нравственные позиции, с которых оценивают персонажи "Песни... ", не лично авторские, а обобщенно - народные. Это многократно усиливает торжество "правды - матушки" в сказании, ибо поступок безвестного купца Калашникова, защищавшего свою личную честь, стал фактом народной истории.
Алёша - это маленький мальчик, место базирования, которого поменялось в окремнение таких же детей, как и он, проще говоря - интернат. Он был протагонистов но вскоре он Чернушку, отдав свои последние деревянные(рубли). И взамен ему она отплатила ему волшебным пером. Но по загадочным причинам - люди имеют свойства трансформации в плане характера, такова уж наша парода, а точнее - природа нашей породы. И стал он пакасником и редким. Тут уроки не сделать, там нахомит.
А вот в конце он понял и осознал всё, что он натворил и словил катарсис. Но в конце, да - он проявил трусость и не рассказал о подземных жителей, из-за чего ему пришлось отправиться в путешествие, как жителю Техаса.
В общем - да. Его путь от начала и до конца сопровождается истинным познанием, а главное - осознанием жизненных дилемм. В общем - в конце он более видавший жизнь и бытие, чем в начале.