Маргаритой принято восхищаться, видеть в ней возвышенный образ любящей, верной, милосердной женщины. С ней Мастеру предстоит провести вечность. Будем ему завидовать? Желать и себе столь доброго исхода?
Что ж, посмотрим на ее милосердие.
Да, Воланду заступничество Маргариты за Фриду поначалу кажется милосердием. Но Маргарита успокаивает духа зла:
«Воланд, обратившись к Маргарите, с Вы, судя по всему, человек исключительной доброты? Высокоморальный человек? – Нет, – с силой ответила Маргарита, – я знаю, что с вами можно разговаривать только откровенно, и откровенно вам скажу: я легкомысленный человек. Я по вас за Фриду только потому, что имела неосторожность подать ей твердую надежду. Она ждет, мессир, она верит в мою мощь. И если она останется обманутой, я попаду в ужасное положение. Я не буду иметь покоя всю жизнь. Ничего не поделаешь! Так уж вышло. – А, – сказал Воланд, – это понятно».
Как видим, свой внутренний комфорт Маргарита ценит выше встречи с Мастером. Воланд предупрелил, что исполнит лишь одну ее Маргарита имеет все основания подозревать, что Мастер в тюрьме. Но она не за него. За себя. За свой покой. Так что Маргарита успешно испытание Воланда. Вот если бы она бросилась сразу за Мастера, жертвуя собой – вот тогда она явила бы чуждость своего духа духу Воланда. А так – они оказались одного поля ягодами. Ради себя они могут людям, но ради себя же могут и перешагивать через них. Такая Маргарита Воланду понятна. Ее можно забрать с собой из Москвы.
Еще Маргарита заступается за Понтия Пилата. Но как-то очень несимпатично описывается это ее «заступничество»:
«– Отпустите его, – вдруг пронзительно крикнула Маргарита так, как когда-то кричала, когда была ведьмой, и от этого крика сорвался камень в горах и полетел по уступам в бездну, оглашая горы грохотом. Но Маргарита не могла сказать, был ли это грохот падения или грохот сатанинского смеха».
Вариант: «О, как мне жаль его, о, как это жестоко! – заломив руки Маргарита». Слишком много в этом нарочитости, позы и штампа…
Объяснение:
выше не совсем точно) В первой части Игорь и Всеволод отправляются с дружиной на "половцев поганых", чтобы добыть себе славы, не думая о последствиях. При этом природа пытается предостеречь от несчастья, солнечным затмением (которое, кстати, действительно, было в 1185 году). Первую битву с легкостью русское войско одерживает. Но Игорь но этом не останавливается и идёт дальше. Вторая битва закончилась поражением и смертью Всеволода. Последствия были страшны: "брат на брата" стал "крамолу кровать", половцы грабили и убивали русский народ. Дальше идёт вторая часть, в которой киевскому князю - Святославу снится "смутный сон"