ГЛУБИНКА КАЗАХСТАНА
Я хочу в край, где режут жирных баранов,
И пьют молоко из больших цветастых пиалок,
Где люди молчат, сурово, как алтайские горы,
Где люди поют, так легко, беззаботно и молодо...
Где сходятся вместе чистые бурные реки,
Где тишина и покой пребудут навеки,
И верблюдов глаза в голубое небо глядят,
И степи покрылись в красный маков наряд...
И в юртах мелькают красивые женские лица,
Степные красавицы-казашки, вам ли трудиться?
Глаза их черны и нежны, а голос- как песня,
И хор зазвучит, лишь стоит собраться им вместе.
Там есть табуны чистокровных степных лошадей,
Их норов опасен, но не для этих суровых людей,
Их лица выжжены солнцем, дух закалился огнем.,
Они полны смелости - словно им все нипочем.
Об этом мечтаю сидя в квартире своей,
И тихо ругаюсь, гоняя с окна голубей.
Хочу бросить свой коммунальный мирок,
Отправиться бы с друзьями на распутье дорог.
Я б только мечты бы с собою в дорогу взяла,
И прямо по пыльной дороге босой бы пошла.
Туда, где режут жирных курдючных баранов,
В святую глубинку своей страны- Казахстана.
романе «Дубровский» А. С. Пушкина особое внимание уделяется образу жизни и нравам помещичьего общества. Роман повествует о жизни двух дружественных и соседских семей – Троекуровых и Дубровских. Отцы семейства когда-то служили вместе и теперь вот проживали по соседству. В отличие от Дубровского Андрея Гавриловича, скромного и небогатого поручика в отставке, Троекуров Кирила Петрович любил устраивать показные забавы. Это был человек, избалованный деньгами и знатным положением.
Если следить за мыслью автора, то можно заметить, что не сам Троекуров виноват в своей избалованности и распущенности, а общество, дающее дворянам всесилие, а крепостным – унижения. Будучи не особо умным человеком, Троекуров и ведет себя в соответствии с властью, данной ему. Его основными забавами были охота, игры в карты, званые обеды в его доме, разнообразные шутки над гостями или подчиненными.
Объяснение:
Сюжет:
есть сюжет: образы событий (…каких именно…);
без сюжета: образы чувств (…).
Художественные средства, с которых созданы эти образы:
Композиция: размер, рифма, ритм.
Размер:
_ _' / _ _' / _ _' /_ _' ямб 4-стопный (ударение на каждом втором слоге);
'_ _ / '_ _ / '_ _ хорей 3-стопный;
'_ _ _ дактиль;
_ _' _ амфибрахий;
_ _ _' анапест.
Рифма:
аабб – парная;
абаб – перекрестная;
абба – кольцевая.
Тропы – слова и обороты, которые употребляются не в прямом, а в образном, переносном значении:
эпитет – художественное определение;
сравнение;
аллегория – иносказательное изображение абстрактного понятия/явления через конкретные образы и предметы;
ирония – скрытая насмешка;
гипербола – художественное преувеличение;
литота – художественное преуменьшение;
олицетворение – например: куст, который разговаривает, думает, чувствует;
метафора – скрытое сравнение, построенное на похожести/контрасте явлений, в котором слова "как", "словно" – отсутствуют;
паралеллизм.
Стилистические фигуры:
повторы/рефрен;
риторический вопрос, обращение – повышают внимание читателя и не требуют ответа;
антитеза/противопоставление;
градация – например: светлый – бледный – едва заметный;
инверсия – необычный порядок слов в предложении с очевидным нарушением синтаксической конструкции;
умолчание – незаконченное, неожиданно оборванное предложение, в котором мысль высказана не полностью, читатель додумывает ее сам.
Поэтическая фонетика:
аллитерация – повторение одинаковых согласных;
ассонанс – повторение гласных;
анафора – едино начатие, повторение слова или группы слов в начале нескольких фраз или строф;
эпифора – противоположна анафоре – повторение одинаковых слов в конце нескольких фраз или строф.
Синонимы, антонимы, омонимы, архаизмы, неологизмы.
Образ лирического героя, авторское "Я".
Литературное направление: романтизм, реализм, сюрреализм, символизм, акмеизм, сентиментализм, авангардизм, футуризм, модернизм и т.д.
Жанр: эпиграмма (сатирический портрет), эпитафия (посмертное), элегия (грустное стихотворение, чаще всего о любви), ода, поэма, , роман в стихах, песня, сонет и т.д.
ОСЕНЬ
Тучи мрачно окутали весь небосвод —
Это осень в дождях и туманах ползет,
И застывшую землю, от стужи дрожа,
Кобылица напрасно копытом скребет.
Нет уж больше травы на просторе степей,
Смеха больше не слышно и гама детей,
А деревья, иссохшие, как старики,
Тянут к небу безлистые руки ветвей.
Уж дымится с овечьими шкурами чан —
Износилась одежда, весь в дырках чапан,
Чинят женщины юрту, заплаты кладут,
И старухи свой ткацкий наладили стан.
Журавли в теплый край вереницей летят,
Голодают верблюды и грустно глядят,
Приуныли аулы — куда ни пойдешь,
Не услышишь веселого смеха ребят.
Старики над остывшей поникли золой,
Молча слушают ветер, холодный и злой,
Рыщут по степи, ищут в норах мышей —
Дома косточки им не дадут ни одной.
И уже ни травинки вокруг не найти,
Пылью ветер заносит дороги в степи.
Будь ты проклят, обычай глухой старины,
Что мешает нам в юртах огонь развести!