Конечно, Печорин не рад встрече с М. М, ведь он не хочет ворошить боится воскресить прежнюю боль. Да, это чистой воды эгоизм. Из-за того, чтобы не обеспокоить себя воспоминаниями, он так холоден со стариком; чтобы уберечь от боли свою душу, он, не задумываясь, ранит чужую. Но если взглянуть на происшедшее с его позиции? Одинокий, тоскующий, озлобленный несчастьями, которые он приносил людям, Печорин хочет только одного: чтобы его оставили в покое, не терзали воспоминаниями, надеждами, - и в этот самый миг встречает человека, который от чистого сердца, из самых лучших побуждений, непременно будет терзать его... В таком случае, если даже мы не сможем оправдать Печорина, то, по крайней мере, поймём его поведение.:)
Стихотворение написано в 1816 году, в Царском Селе,
где в то лето гостила возлюбленная молодого Пушкина –
Екатерина Павловна Бакунина и отражает чувства влюбленного юноши, пережившего отъезд Бакуниных в столицу, пришедшийся на осень того же года.
Пейзажная лирика (род)
элегия (жанр)
Тема — печальное стихотворение о любви и разлуке.
Главная мысль — тоска, навеянная осенним утром человеку,
который расстался со своей любимой.
Мотив- тщетность поисков возлюбленной.
Герой с уверенностью сообщает о безрезультатности поисков:
следов "прекрасной" нет на берегу, на звук ее имени откликается лишь лесное эхо, метафорически отождествленное с "гласом уединенным", "
несравненный" лик не отражается в струях ручья.
Утренние грусть и апатия лирического героя объясняются отрицательными результатами розысков, к которым покинутый влюбленный пришел накануне. Настроение героя противопоставлено оживлению природного мира, связанному с восходом солнца. Бледное сияние дня контрастирует с "глухим запустеньем", царящим в душе, беспощадная реальность - с целительным воздействием сна-мечты.
Личные переживания героя составляют еще одну антитезу:
горестная осень, символизирующая депрессивное настоящее, противопоставлена многообещающему будущему, связанному с образом "сладостной весны".
Безотрадную атмосферу элегической печали разбавляют оптимистичные
ноты надежды на грядущие перемены.
Стихотворный текст завершается эмоциональным обращением к полям, лесам и холмам, хранителем тишины и свидетелям минувшего счастья.
Прощаясь с ними, герой рассчитывает на радостную встречу весной,
после долгожданного возвращения любимой.
Эпитеты: (вечер) ясный, (ногой) прекрасной, последнее (сновиденье)
глухое ( запустенье), зелени (лугов, (имя) несравненной;
(глас) уединенный, (образ) незабвенный, (дубравах) опустелых
( на волнах) охладелых;
сравнения: поднялся шум, свирелью полевой;
олицетворения: скатилась ночи тень, блистает бледный день,
простился я... с душою.
метафора: глас уединенный пустых долин;
Поля, холмы, знакомые дубравы!
Хранители священной тишины!
Свидетели моей тоски, забавы!