Варвара, не имеющая устойчивых внутренних ограничений, вросла в этот темный мир невежества, и за туманом самообманов она не видит греха или не хочет видеть его. Она нашла здесь себе место; ей хватает ума и для всякого рода мелких преступлений. «Возьми, не укусит он тебя…» , - говорит она Катерине, отдавая ключ, настаивая на своем спокойно и равнодушно. Она толкает Катерину на этот поступок, противоречащий законам, не задумываясь о последствиях, не размышляя над совершаемым и тем, как воспринимает это Катерина. Варвара легко организовала встречу Катерины и Бориса, потому что привыкла к подобным «шалостям» ; но «шалость» Варвары – это грех Катерины. «Вот погибель-то! Вот она! » - восклицает Катерина, стоя на пороге трагедии. Ключ от этой беды дает ей Варвара. Ключ этот всего лишь отпирает калитку в саду Кабановых, но, переступая через этот порог, Катерина идет на свидание с Борисом, переступает границы и законы, уставы и устои, рушит их внутри себя и – совершает грех, осознанно, но не в силах удержаться. Она поддается соблазну, следуя принципу Варвары, настаивавшей на том, что «…делай, что хочешь, только бы шито да крыто было»
" несколько недель, и жизнь моя в Белогорской крепости сделалась для меня не только сносною, но даже и приятною." "Несмотря на предсказания, башкирцы не возмущались. Спокойствие царствовало вокруг нашей крепости" "Однажды удалось мне написать песенку, которой был я доволен." "...я понес ее к Швабрину, который один во всей крепости мог оценить произведения стихотворца." "— Как ты это находишь? — спросил я Швабрина, ожидая похвалы, как дани, мне непременно следуемой. Но, к великой моей досаде, Швабрин, обыкновенно снисходительный, решительно объявил, что песня моя нехороша." "— С охотою. Это значит, что ежели хочешь, чтоб Маша Миронова ходила к тебе в сумерки, то вместо нежных стишков подари ей пару серег.Кровь моя закипела." "— Ты лжешь, мерзавец! — вскричал я в бешенстве, — ты лжешь самым бесстыдным образом." "— Вы мне дадите сатисфакцию." "На другой день в назначенное время я стоял уже за скирдами, ожидая моего противника." "Мы сняли мундиры, остались в одних камзолах и обнажили шпаги." " солдаты нас окружили, и мы отправились в крепость вслед за Иваном Игнатьичем, который вел нас в торжестве, шагая с удивительной важностию." " Сейчас рассади их по разным углам на хлеб да на воду, чтоб у них дурь-то " «Наше дело этим кончиться не может», "Я дожидался недолго. На другой день, когда сидел я за элегией и грыз перо в ожидании рифмы, Швабрин постучался под моим окошком." " Долго мы не могли сделать друг другу никакого вреда;" "Вдруг услышал я свое имя, громко произнесенное." "В это самое время меня сильно кольнуло в грудь пониже правого плеча; я упал и лишился чувств."
Олег — разумный и справедливый владыка, «могущий воитель» , славной победой прославивший свое имя. По преданию, князь Олег мужественно сражался с хазарами, овладел столицей Византийской империи — Константинополем (русские называли его Царьград) . Уходя оттуда, в знак победы он прибил на воротах города свой щит. В летописном рассказе Олег сразу отказывается от коня: «Не только чтоб ездить на нем, но даже видеть его не захочу» . Пушкинский Олег человечнее, его любовь к коню сильнее: И молча, рукой опершись на седло.. . В молчаньи, рукой опершись на седло.. . Служил ты мне долгое время.. . Расстаться настало нам время.. . Вы, отроки, тотчас возьмите коня.. . Вы, отроки-други, возьмите коня.. . В твое заслуженное стремя.. . В твое позлащенное стремя.. . Герой Пушкина наделен душевной привязанностью к коню, над его чувствами не властны ни время, ни даже смерть коня. Князь хочет видеть хоть кости своего боевого товарища, прикоснуться к ним. Олег прямо называет коня другом и полон сожалений о том, что на тризне, погребальном обряде, где полагалось вместе с всадником хоронить и коня, не этот его любимец «жаркою кровью» напоит его прах. Но стоило Олегу о том, что он разлучен с конем, как «вскрикнул внезапно ужаленный князь» . Какое странное совпадение! События следуют за чувствами человека. Не слепой рок приговорил Олега к смерти «от коня своего» , а привязанность к коню, заставившая отбросить все опасения и что у них не одна судьба. Олег показывается в «Песни… » как герой, который ничего не боится, совершает набеги, всегда побеждает. Но не все в жизни зависит от его таланта и силы. Правда заключается в том, что если что-то должно сбыться, то оно обязательно сбудется, от этого никуда не спрячешься. Именно этому предупреждению «мудрого старца» и не поверил Олег. Верность чувству может привести к смерти, но в верности человеческой памяти — залог бессмертия.
Варвара, не имеющая устойчивых внутренних ограничений, вросла в этот темный мир невежества, и за туманом самообманов она не видит греха или не хочет видеть его. Она нашла здесь себе место; ей хватает ума и для всякого рода мелких преступлений. «Возьми, не укусит он тебя…» , - говорит она Катерине, отдавая ключ, настаивая на своем спокойно и равнодушно. Она толкает Катерину на этот поступок, противоречащий законам, не задумываясь о последствиях, не размышляя над совершаемым и тем, как воспринимает это Катерина. Варвара легко организовала встречу Катерины и Бориса, потому что привыкла к подобным «шалостям» ; но «шалость» Варвары – это грех Катерины. «Вот погибель-то! Вот она! » - восклицает Катерина, стоя на пороге трагедии. Ключ от этой беды дает ей Варвара. Ключ этот всего лишь отпирает калитку в саду Кабановых, но, переступая через этот порог, Катерина идет на свидание с Борисом, переступает границы и законы, уставы и устои, рушит их внутри себя и – совершает грех, осознанно, но не в силах удержаться. Она поддается соблазну, следуя принципу Варвары, настаивавшей на том, что «…делай, что хочешь, только бы шито да крыто было»