Утро. С бухты веет туманом, снега нет, море гудит. Слышны выстрелы. В городе время от времени идут сражения. Но на базаре продают булочки и сбитень. Жизнь идет, и люди уже перестали обращать внимание на войну. На бастионах же можно увидеть разные лица и " изумительные, возвышающие душу зрелища. " В больнице солдаты ведут неторопливый разговор о том, кто потерял ногу и почему. (Вспоминают женщину, которая носил обед мужу, а теперь без ноги) В одних палатах ампутируют конечности, бросая отрезанное в угол, в других перевязывают и оперируют.Здесь автор видит войну не в парадном виде с барабанами и музыкой,а в крови и страдания. Офицер с четвертого бастиона говорит не о снарядах, летящих над головой, а о грязи. Так он защищается от страха,опасности. Около четвертого много невоенных, есть раненые. Артиллерист говорит о том, что пятого на батарее было одно орудие и совсем не было прислуги, а утром уже можно было снова палить из многочисленных пушек. Еще одно воспоминание : бомба попала в землянку, и погибли одиннадцать человек. Толстой замечает, что в движениях и осанке русских заметны «главные черты, составляющие силу русского, — простоты и упрямства; но здесь на каждом лице кажется вам, что опасность, злоба и страдания войны, кроме этих главных признаков, проложили ещё следы сознания своего достоинства и высокой мысли и чувства... Чувство злобы, мщения врагу... таится в душе каждого». Если пушечное ядро летит прямо в человека, то у него возникает ( кто - кого).«Главное, отрадное убеждение, которое вы вынесли, — это убеждение в невозможности взять Севастополь, и не только взять Севастополь, но поколебать где бы то ни было силу русского народа... Из-за креста, из-за названия, из угрозы не могут принять люди эти ужасные условия: должна быть другая высокая побудительная причина — эта причина есть чувство, редко проявляющееся, стыдливое в русском, но лежащее в глубине души каждого, — любовь к родине... Надолго оставит в России великие следы эта эпопея Севастополя, которой героем был народ русский...»
Любовная лирика А.С.Пушкина.
"Люблю тебя, Петра творенье,
Люблю твой строгий, стройный вид,"
Эти чувственные строки Александр Сергеевич посвятил Анне Петровне Керн.
С Пушкиным она познакомилась в 1819 г. В письме своему другу Соболевскому поэт писал, как он восхищён этой женщиной. Он упоминал, что готов платить любые деньги, даже 2000 рублей, чтобы приехать к ней в Петербург.
Образ женщины был частым в творениях Пушкина.
Известен т.н. "Донжуанский список". В нём упоминались женщины, которыми Пушкин восхищался.
К примеру, своей няне Арине Родионовне он посвятил такие строки:
"Итак, я счастлив был, итак, я наслаждался,
Отрадой тихою, восторгом упивался".
Эти тёплые строки проникнуты любовью будущего поэта к тишине и уюту, который создала добрая няня. Любовь и уважение к этой женщине Пушкин пронёс сквозь годы.
После её смерти он очень тосковал, что отобразилось в концовке стихотворения (1815):
"Увяла прелесть наслажденья,
И снова вкруг меня угрюмой скуки тень!"
Как известно, Пушкин был очень уважаемым в обществе человеком. Потомок эфиопского работорговца, он смог преодолеть стыд своего происхождения и войти в лучшие дома того времени.
До знакомства с Гончаровой (которую он полюбил страстно), Пушкин не ведал пламени чувств.
Своё состояние он описал в стихотворении 1819 г.:
"Где муки, где любовь? Увы! в душе моей
Для бедной, легковерной тени" .
Так получилось, что все свои чувства он перенёс на город ,в котором жили многие его поклонницы:
"Люблю воинственную живость
Потешных Марсовых полей".
Но со временем поэт понял, что любовь к женщине превыше любви к Родине декабристов.