"Преступление и наказание" - один из самых известных романов Фёдора Михайловича Достоевского, изучаемых в школе. Как известно данное произведение входит в так называемое "Пятикнижие" романов Достоевского, а именно это: "Преступление и наказание", "Идиот", "Братья Карамазовы", "Бесы", "Подросток".
Объяснение:
Здесь прослеживается отсылка (если литературным языком, аллюзия) на библейское "Пятикнижие Моисея" (написанное разными авторами, в разное время) - это пять первых книг Ветхого Завета (древнейшая часть Библии) и Танаха (еврейской Библии). Моисей, создавший пятикнижие, руководствовался самим Богом в написании текстов, тогда как произведения Достоевского наполнены православными мотивами, сама цель их - обращение к религии и вере (заблудшая душа взирает к божественному началу). На примере романа "Преступление и наказания" можно понять, что цель самого произведения донести до читателей саму грешную мысль о совершении преступления. За любое беззаконие человек обязан понести наказание, но не обязательно тюремное или подсудное, это кара мук ужаснейших совести, которые позволили совершить страшнейший грех - смертоубийство. Воплотив бесчеловечную теорию о "право имеющих" (людях "необыкновенных") и "тварях дрожащих" (людях "обычных"), Раскольников разрушает в первую очередь свой разум, свою действительность. Изначально главный герой - человек верующий, справедливый, с добрым сердцем, о чём свидетельствует сон Родиона перед преступлением (он видет клячонку, которую запрягают в огромную тележку и заставляют при этом бежать в припрыжку, когда же та не слушается, её избивают железным ломом и затем добивают топором. Маленький Родион при этом зрелище испытывает боль, его сердце сжимается от скорби и страдания). Совершив преступление, убив Алёну Ивановну и ей сводную сестру Лизавету, он идёт против своего сознания, против Бога. В развязке произведения именно Евангелие, прочитанное Соней Мармеладовой, возращает его к действительности, позволив понять, на сколько его горделивое высокомерие было противоестественно для человека. Вера воскрешает Родиона, он бросается на колени перед Соне и начинает рыдать.
Петро́ Дороше́нко (1627, Чигирин — 19 листопада 1698, с. Ярополче, Московія) — визначний український військовий, політичний і державний діяч. Гетьман Війська Запорозького Правобережної України (1665—1676), очільник Гетьманщини (1668—1670). Козацький полковник, учасник Хмельниччини та московсько-української війни. Гетьманування, котре припало на добу Руїни, провів у постійних війнах, як з зовнішніми, так і внутрішніми супротивниками.
спроба нового гетьмана Виговського (1657-1659) перейти під польську корону закінчилося поразкою від російських військ і розоренням міст;
наступний гетьман, Юрій Хмельницький (1659-1662), підписав з Москвою нові т. з. Переяславські статті, які сильно обмежували владу Гетьмана і автономію України, після чого і Юрій Хмельницький спробував перейти під владу Польщі, що призвело до нового вторгнення Росії, поразки запорожців, Юрія добровільно зрікся гетьманської булави у 1662 році;
Павло Тетеря (союзник Польщі) самовільно у 1662 р. проголосив себе новим гетьманом Правобережжя і почав громадянську війну з гетьманом Лівобережжя Яковом Сомком, потім – з його наступником Іваном Брюховецьким, що приніс присягу російському царю. Війна йшла з різним успіхом, час від часу перевага переходила від однією сторони до іншої. Рубіж по Дніпру фактично так і залишився кордоном двох гетьманів, у кожного з яких розорялися господарства, гинуло населення і т. п .;
30 січня 1667 року Москва і Варшава в таємниці від всіх, за спиною “своїх” українців, підписали Андрусівський договір, за яким юридично закріпили розділ України по Дніпру між Росією і Польщею, при цьому Київ відходив