Это было давно, в той жизни, которая «не вернётся уже вовеки». Рассказчик шёл по большой дороге, а впереди, в небольшой берёзовой роще, мужики косили траву и пели.
Рассказчика окружали поля «серединной, исконной России».
Казалось, что нет, да никогда и не было, ни времени, ни деления его на века, на годы в этой забытой — или благословенной — богом стране.
Косцы шли издалека «по нашим, орловским местам» в ещё более плодородные степи, по дороге справляться с обильным сенокосом. Они были дружны, беззаботны и «охочи к работе». От местных косцов они отличались говором, обычаями и одеждой.
Неделю назад они косили в ближнем от поместья рассказчика лесу. Проезжая мимо, он видел, как косцы «заходили на работу» — пили родниковую воду, становились в ряд и пускали косы широким полукругом. Когда рассказчик возвращался, косцы ужинали. Он заметил, что они едят «страшные своим дурманом грибы-мухоморы», сваренные в котелке. Рассказчик ужаснулся, а косцы, смеясь, сказали: «Ничего, они сладкие, чистая курятина!».
Теперь они пели, а рассказчик слушал и не мог понять, «в чём такая дивная прелесть их песни». Прелесть была в кровном родстве, которое чувствовал рассказчик между собой и этими простыми косцами, едиными с окружающей их природой.
И ещё в том была ... прелесть, что эта родина, этот наш общий дом была — Россия, и что только её душа могла петь так, как пели косцы в этом откликающемся на каждый их вздох берёзовом лесу.
Пение было похоже на единый вздох сильной молодой груди. Так непосредственно и легко пелось только в России. Косцы шли, без малейших усилии «обнажая перед собой поляны» и выдыхали песню, в которой «расставались с родимой сторонушкой», тосковали и прощались перед гибелью, но всё-таки не верили «в эту безнадёжность». Они знали, что не будет настоящей разлуки, пока над ними «родное небо, а вокруг — беспредельная Русь», просторная, свободная и полная сказочных богатств.
Плакал в песне добрый молодец, и заступалась за него родная земля, выручали его звери и птицы, получал он ковры-самолёты и шапки-невидимки, текли для него молочные реки и разворачивались скатерти-самобранки. Улетал он из темницы ясным соколом, и прятали его от врагов дебри дремучие.
И ещё было в этой песне то, что чувствовал и рассказчик, и косцы: бесконечное счастье. Эти далёкие дни ибо ничто не вечно, Отказались от своих детей «древние заступники ... поруганы молитвы и заклятия, иссохла Мать-Сыра-Земля». Наступил конец, «предел божьему прощению».
ответ:Стихотворение было написано 7 июля 1830 года, а в 1831 году напечатано в «Северных цветах».
Поэт! не дорожи любовию народной.
Восторженных похвал пройдет минутный шум;
Услышишь суд глупца и смех толпы холодной,
Но ты останься тверд, спокоен и угрюм.
Ты царь: живи один. Дорогою свободной
Иди, куда влечет тебя свободный ум,
Усовершенствуя плоды любимых дум,
Не требуя наград за подвиг благородный.
Они в самом тебе. Ты сам свой высший суд;
Всех строже оценить умеешь ты свой труд.
Ты им доволен ли, взыскательный художник?
Доволен? Так пускай толпа его бранит
И плюет на алтарь, где твой огонь горит,
И в детской резвости колеблет твой треножник.
Написание стихотворения вызвано нападками на поэта на страницах «Московского телеграфа» и «Северной пчелы», где ранее печатались восторженные рецензии на его сочинения. По сути, это была травля со стороны Булгарина, обвинявшего Пушкина в приверженности либеральным идеям его молодости.
Тема стихотворения – поэт и общество (толпа). Оно рассказывает о непонимании народом творчества.
Жанр этого произведения - сонет, для него характерна своеобразная композиция: два четверостишия (катрена) и два трехстишия (терцена). Каждая строфа содержит в себе отдельную мысль.
Посмотрите, как противопоставляются поэт и толпа: "суд глупца" и "царь". С одной стороны - "смех толпы", "в детской резвости", а с другой - "тверд, спокоен и угрюм". Стоит обратить особое внимание на слово "угрюм": несvотря на то, что А. С. Пушкин призывает не обращать внимания на мнение толпы, подобное отношение, непонимание ранят его, и он это осознает.
Стихотворение призывает не допускать кого-либо в свое творчество, не поддаваться мнению и пожеланиям окружающих: "Дорогою свободной Иди, куда влечет тебя свободный ум". Повтор "свободною" - "свободной" подчеркивает необходимость творить самостоятельно. А творчество поэта сравнивается со служением поэзии, как божеству: "алтарь, где твой огонь горит". Как и в оде "Пророк", в сонете "Поэту" поэт изображен как некое иное, высшее существо: он - "царь", ему дан высший дар, толпа же в "детской резвости" его не понимает, однако поэт снисходителен к ней.
Нужно отметить, что это стихотворение ни в коем случае не призывает перестать творить для толпы, оно лишь говорит, что творчество не должно подчиняться ее мнению, моде, то есть поэт должен творить самостоятельно, но для народа.
Объяснение: 2 ВАРИАНТ
Сонет, написанный Пушкиным в 1830 году, рисует общие контуры истории сонета. Что из истории сонета осталось в вашей памяти после чтения этого произведения Пушкина?
В истории сонета как жанра Пушкин обозначил несколько этапов и назвал несколько имен. Сведения об этом даны в комментариях, и запоминаются именно они. Однако при первом чтении заинтересовывает то обстоятельство, что этим жанром владели поэты разных времен и народов. Некоторые из этих имен знакомы, некоторые появились впервые. Самое главное впечатление — прочность и длительность жизни жанра.
Попробуйте проследить за теми моментами истории сонета, на которых остановился Пушкин. Ведь жесткие требования к сонету предполагают, что каждая его строфа — законченное целое. Опишите ваше представление о каждом из этапов истории сонета, перечитывая поочередно каждую из четырех строф.
Первая строфа дает обзор сонетов четырех авторов: Данте (Дант) — Петрарка — Шекспир — Камоэнс. Этот перечень утверждает главные имена на горизонте сонета.
Вторая строфа начинает разговор о сегодняшнем дне (для Пушкина) сонета. Среди современников автор вначале назвал Вордсворта.
Третья строфа посвящена Адаму Мицкевичу, четвертая — Дельвигу.
Так из четырех строф три последние посвящены сонету, каким он был в момент создания стихотворения. Этот сонет — история жанра сонета в представлении Пушкина.
Есть ли в этом сонете «сонетный замок», т. е. выражает ли последняя строка суть всего сонета?
В этом сонете Пушкина последняя строфа говорит о рождении этого жанра в русской литературе.
Каким ямбом пользуется поэт: пяти- или шестистопным?
В этом сонете использован пятистопный ямб.
Определите характер рифмовки в сонете.
Рифмовка в сонете выглядит так:
Такая форма рифмовки обычно свойственна итальянскому варианту сонета.