Военная тема в наследии Заболоцкого приобретает философское звучание, выводящее лирическое повествование за рамки исторической конкретики. Прохожий с солдатским мешком, герой одноименного текста, минует кладбище – место «дивного покоя», поражающее и смущающее души живых величественной простотой. Произведение «Противостояние Марса» обращено к «звезде зловещей», ставшей предвестницей войны. Планета подобна ожесточенному духу, внимательно следящему за нестерпимыми страданиями землян.
О безумии и антигуманности войны говорится в анализируемом стихотворении, датированном 1946 г. Оно открывается пейзажной зарисовкой. Светлое пространство березняка наполнено мягким розовым светом и нежным шелестом обильной листвы, которая сравнивается с «прозрачной лавиной». Сюда не доносятся отзвуки человеческих мучений. Живым символом гармоничного мира является подвижная яркая иволга. Желая услышать ее пение, герой обращается к птице, образ которой выступает в качестве лирического адресата. По мысли субъекта речи, скромная песня лесной «отшельницы», похожая на «бедную» заутреннюю службу, станет завершающим компонентом пейзажа, поддержит задумчивое настроение лирического «я».
Спокойную картину «свежести утренней» безжалостно уничтожает военный вихрь. Автор подчеркивает тотальный характер катастрофы: ядерный взрыв сметает дома, место скрывшейся в испуге птицы занимают зловещие образы войн, машущих крылами. Постепенно проступает пейзаж, характерный для новой реальности. Его доминанты – страшные «руины смерти», взрывы, черный камыш.
После долгих поисков субъекту речи удается разглядеть иволгу. Символическая структура ее образа обогащается новым значением: птица отождествляется с верной подругой, провожающей воина на бой. «Смертельное» облако трактуется как мрачное предвестие, касающееся судьбы героя.
Даром предвидения наделяется и лирический субъект, который прогнозирует в двух последних строфах подробности собственной гибели. В момент, когда убитый герой упадет на землю, замолкнет треск пулемета, напоминающий крик «бешеного», неистового ворона. Наступит тишина, в которой опять зазвучит заветная птичья песня. На этот раз она символизирует победу «на века». Искупительная жертва, возвращающая родной земле мир, ведет героя в бессмертие. Сакральное место, любимая березовая роща, по-прежнему исполнено спокойного оживления и первозданной прелести.
Мне понравилось, что в рассказе про "Чудесного доктора" фигурирует фамилия семьи Мерцаловых - Пирогов, что говорит о том, что данный рассказ реалистичен, имеет прототипа, реального врача, который был известен своим бережным/ответственным отношением к больным. Это дает право считать, что такие случаи были часты в жизни великого врача, а данный рассказ можно рассматривать, как историческую зарисовку о человеке, который не только выполнял свой врачебный долг, но и проявлял при этом человечность и сострадание.
Вся история о чудесном семьи Мерцалова - это заслуга незнакомца, которого отчаявшийся отец семейства встретил в городском парке, куда сбежал от страданий своей семье.
На счастье, да именно на счастье Мерцалова на его пути попадается такой сердечный человек, который выслушав горячую, полную страданий, речь Мерцалова, не отталкивает его, а напротив, спешит . Но не заключается лишь в том, чтобы озолотить семью, вовсе нет в лечении, немного еды, немного денег, чтобы дети Мерцалова тоже почувствовали приближающееся Рождество, а сам отец прилив силы для выкарабкивания из нищенского существования.
Ведь дух человека возрождается не от количества банкнот, которые исчезают так же быстро, как и приходят. Дух и вера человека в себя возвращаются, благодаря участию людей, которое выглядит не милостыней для просящего, а для оступившегося, но не сломленного человека.
за неё фамилия все говорит, простая она