марья антоновна сквозник-дмухановская – одна из главных героинь комедии н. в. гоголя «ревизор», дочь городничего и анны андреевны. эта юная девушка похожа на мать кокетством, но менее деятельна. она выступает тенью энергичной чиновницы. по поведению марьи заметно, что наряды интересуют ее больше всего. даже, увидев хлестакова, первое, на что она обращает внимание, это его «костюмчик». образ марьи антоновны собирательный. в ней отразились приоритеты всей молодежи города. если молодежь интересовалась только «костюмчиками», то общество было обречено. через образ жены и дочери городничего автор отчетливо показал дурную сторону общества и чиновничества.
роль марьи антоновны в комедии немногословна. она никогда не говорит лишнего, а чаще молчит. при этом героиня довольно начитана и не лишена вкуса. когда хлестаков хвастает, что именно он написал «юрия милославского», она отвечает, что это работа загоскина. в ситуации, когда мать настаивает, чтобы она надела голубое платье, она выказывает недовольство, из-за того, что почти весь город ходит в голубых платьях. по сути, образ марьи антоновны введен лишь для того, чтобы показать как с сватовства и кумовства могли делаться карьеры. хлестакова она считает симпатичным, но когда он ей признается в любви, до конца не верит ему. она просит вместо ненужных разговоров написать ей стихи. в конце комедии чувства девушки пострадали более всего из-за обмана хлестакова.
Сама история отношений Аси и Н.Н. - по большому счету, представляет собой социальную метафору. Повесть - своеобразное размышление Тургенева о будущем нации, она вся пронизана тревожным чувством какого-то надвигающегося и неминуемого кризиса.
Тургенев довольно часто прибегает к метафорам: развалины старой крепости, около которой произошла первая встреча героев, тоже своего рода символ, предсказывающий дальнейшее развитие событий.
Свободолюбивая, простая и открытая натура Аси гармонирует с описанием вольных просторов - реки, гор, долин, которые символизируют ее искреннее и естественное желание быть счастливой.
Эпитеты, которые использует Тургенев, описывая Асю , такие "как испуганная птичка", "как мертвая" передают его ласковое к ней отношений и одновременно намекают на бесперспективность дальнейшего развития событий.