По распространенному в древности преданию, спартанцы, угнетаемые поражениями во Второй Мессенской войне, обратились по внушению оракула к Афинам с дать им полководца. Афиняне в насмешку послали им хромого школьного учителя Тиртея, но он сумел воспламенить сердца спартанцев своими песнями, вдохнул в них несокрушимую отвагу и тем доставил им торжество над врагами.
Стихотворения Тиртея, по свидетельству древних грамматиков, были изданы в 5-ти книгах. «Благоустройство» (ευνομία), наиболее прославленная элегия Тиртея — поэма на ионийском наречии, состоявшая из длинного ряда элегических двустиший. От неё уцелели небольшие отрывки, восполняемые сведениями о её содержании у Аристотеля (Политика, V, 6, 2) и Павсания (IV, 18, 1). Поэма прославляла законность и благоустройство, установленное издревле самими богами и потрясенное мессенскими войнами и раздорами внутри спартанской общины. Распределение власти между царями, старейшинами и народом исходит от Аполлона и было возвещено дельфийским оракулом (фрагм. 4). Заключением поэмы служило воззвание к патриотизму и мужеству всего спартанского народа во имя благ, неразлучных с царством закона и порядка. «Корыстолюбие, ничто иное погубит Спарту», — гласит один из стихов поэмы. По содержанию к «Благоустройству» Тиртея близка политическая элегия Солона.
Другие элегии Тиртея известны под именем «Увещаний» (υποθηκαί), как назывались и некоторые из Солоновских стихотворений. Благодаря оратору Ликургу и Стобею до нас дошли три значительных отрывка элегий в 30—40 стихов каждый. Они близки друг к другу не только по общему воинственному тону, но и по отдельным чертам, какими рисуются храбрый воин и трус на поле брани, участь того и другого при жизни и по смерти, участь детей обоих и всего их потомства; советы, предостережения и обещания перемежаются с ярко очерченными образами сражающихся, или павших в бою, или бежавших с поля сражения, или благополучно возвратившихся домой после победы. Основной мотив двух «увещаний» — противопоставление героя и труса, превознесение одного и беспощадное осуждение другого. В элегиях Тиртея слышится звон оружия, смятение битвы, но вместе с тем и уверенность в победе, если воины последуют внушению поэта. В историческое время не одни спартанцы, но и афиняне находили эти стихотворения пригодными для воспитания в юношах военной доблести и неустрашимости перед врагом.
Объяснение:
В начале произведения автор показывает нам смотрителя, как бодрого и радостного человека. Несмотря на тяжелый труд, он доброжелателен и общителен.
К сожалению, горе может изменить всё. Всего через пару лет автор показывает нам поникшего смотрителя, который живет в неубранном доме и склоняется к пьянству. Причиной этому стало то, что Дуня, надежда и радость Самсона, тайком покидает отцовский дом с малознакомым гусаром. Смотрителю страшно за жизнь своей дочери, ведь он всегда оберегал её. Несмотря на это, Дуня берет на себя роль не жены, а любовницы. Для Самсона самым важным была честь и достоинство. Поступок дочери “убивает” героя, потому что для него страшнее опустошение души, а не бедность.
И будто неслучайно на доме смотрителя висят картины с изображением библейской истории, где сын покидает отца. Так и Дуня повторяет поступок с картин. Самсон ждет возвращения своей дочери, но она не хочет возвращаться. Понимая, что может случиться с Дуней в большом городе, он сам пытается вернуть дочь. Эта попытка не заканчивается ничем хорошим. Герой от горя больше пьет и впоследствии умирает.