Авторская позиция проявляется в комедии очень отчетливо.
Уже в названии ощущается присутствие автора: "Горе от ума". Это и есть позиция Грибоедова. Он считает, что ум Чацкого принесёт ему горе.
Из-за того что здесь ценятся чины и деньги, умный Чацкий объявляется сумасшедшим и его удел - быть мыслящим человеком в кругу тех, кто не понимает разницы между умом и хитростью.
Но несмотря на это, Чацкий изображен с большем привосходством, чем Фамусов. Хотя автор никому не симпатизирует.
Чацкий Александр Андреич – молодой дворянин. Представитель «века нынешнего» . Прогрессивный человек, хорошо образованный, с широкими свободными взглядами; истинный патриот. После 3-летного отсутствия Ч. вновь приезжает в Москву и сразу появляется в доме Фамусова. Он хочет видеть Софью, которую любил до отъезда и в которую влюблен до сих пор. Но Софья очень холодно встречает Чацкого. Тот недоумевает и хочет найти причину ее холодности. Оставаясь в доме Фамусова, герой вынужден вступить в борьбу со многими представителями «фамусовского» общества (Фамусов, Молчалин, гости на балу) . Его страстные обличительные монологи направлены против порядков века «покорности и страха» , когда «тот и славился, чья чаще гнулась шея» . Когда Фамусов предлагает в качестве примера достойного человека Молчалина, Ч. произносит знаменитый монолог «А судьи кто? » В нем он обличает нравственные образцы «века минувшего» , погрязшие в лицемерии, моральном рабстве и т. д. Ч. рассматривает многие сферы в жизни страны: государственную службу, крепостное право, воспитание гражданина, просвещение, патриотизм. Везде герой видит процветание принципов «века минувшего» . Осознавая это, Ч. испытывает нравственное страдание, испытывает «горе от ума» . Но в не меньшей степени герой испытывает и «горе от любви» . Ч. узнает причину холодности к нему Софьи – она влюблена в ничтожного Молчалина. Герой оскорблен тем, что Софья предпочла его этому «жалчайшему созданию» . Он восклицает: «Молчалины господствуют на свете! » Очень расстроенный, Ч. попадает на бал в фамусовском доме, где собрался цвет московского общества. Все эти люди тяготят Ч. Да и они не переносят «чужака» . Софья, в обиде за Молчалина, распускает слух о сумасшествии героя. Все общество с удовольствием подхватывает его, выдвигая в качестве главного обвинения Ч. свободомыслие героя. На балу Ч. произносит монолог о «французике из Бордо» , в котором разоблачает рабское преклонение перед всем иностранным и презрение русских традиций. В финале комедии Ч. открывается истинное лицо Софьи. Он разочаровывается в ней так же, как и во всем остальном «фамусовском» обществе. Герою ничего не остается, как уехать из Москвы.
(2 вариант )
"Горе от ума" - это единственное произведение Александра Грибоедова. И оно сделало его не только знаменитым, но и сохранило имя драматурга в истории. А это, согласитесь, дорогого стоит. Конечно, Грибоедов, мог бы еще много чего написать, но прожил он недолго. Поэтому осталось только "Горе от ума". И пьесу эту изучить надо. Причем не по школьной необходимости, а чисто для себя. Да, это произведение, как и любая драма, предназначено для сценической постановки. Но читается оно тоже легко. А из-за небольшого объема еще и недолго. Темы же в "Горе от ума" поднимаются очень важные. Причем актуальные не только для того времени, но и для нашего. Есть в литературе тему, которые никогда не стареют... Не хотелось бы навязывать свое мнение, но все-таки я очень советую почитать "Горе от ума". И лучше, если вы уже не учитесь в школе.
1.В названии произведения - основной его конфликт, невольно встает вопрос: почему в названии «Песни… » имя царя Ивана Васильевича стоит первым, опричника – вторым, купца - третьим? Согласно социальной градации: Царь – его приближенные – его подопечные. 2/Завязка — пир у Ивана Грозного/Кульминация — бой Калашникова с Кирибеевичем. Развязка — казнь Калашникова. Эпилогом можно считать строфу, в которой говорится о том, какую память оставил Степан Парамонович в народе. Своеобразной экспозицией можно назвать зачин поэмы. Своевольный герой Кирибеевич должен быть непременно наказан, и он чувствует справедливость грядущего возмездия. Это наказание осуществляется не властью провидения, и не одной лишь волею Калашникова, вставшего на защиту чести. Он наказывается силою совести. Кирибеевич не лишен морального сознания, он почувствовал смущение перед роковым поединком и был сражен. Калашников в народном сознании прав. Высокая доблесть, человеческое достоинство Калашникова, нравственное превосходство его над незаурядным противником Кирибеевичем утверждаются не только всей силой образа «удалого купца» , но и в заключительной части «Песни… » о той безотчетной людской памяти и сочувствии, которым народ окружил его безымянную могилу на распутье больших трех дорог. В результате справедливое наказание купцом Калашниковым необузданного опричника Кирибеевича, Иван Васильевич воспринимает как вызов ему самому. Ведь пошли против его любимого опричника, а значит против царской воли. Поэтому и история конфликта между двумя молодыми людьми заканчивается трагически. 3. Защита чести семьи и человеческого достоинства к бесстрашному протесту и борьбе в условиях жесточайшей опричнины. Образ человека, борющегося за справедливость (давняя лермонтовская тема мстителя). 4.Лермонтов в поступках Ивана уже Грозного отражает прежде всего столкновение между условиями исторического развития России и нереализованными возможностями русского царя как исторического деятеля, умеющего тонко, дипломатично решать важные государственные вопросы. Быть выдержанным. Стойким, несмотря ни на какие провокации. 5.Произведение «Песня про купца Калашникова» пронизано народной поэтикой. Оно представляет собой отражение и воспроизведение поэтом стиля народной поэзии – ее мотивов, образов, красок, приемов песенного народного творчества. В 1862-1864 годах поэму иллюстрировал В. Г. Шварц. В 1868 году выразительные иллюстрации к «Песне… » нарисовал И. Е. Репин, в 1888 году — М. В. Нестеров. В начале XX века образы поэмы воспроизвел Б. М. Кустодиев, в 30-е годы того же века изящную стилизацию создал И. Я. Билибин. Декоративность рисунка художника не противоречит реалистической трактовке образов произведения Лермонтова. На сюжет «Песни… » написана опера А. Г. Рубинштейна «Купец Калашников». Отрывки из поэмы «Над Москвой великой…» , «Заря над Москвой» , «Ох ты гой еси… » были положены на музыку. Тематика отрывков — прославление Москвы — сердца России и близость их по своей структуре народной песне обусловливают такой выбор.
Авторская позиция проявляется в комедии очень отчетливо.
Уже в названии ощущается присутствие автора: "Горе от ума". Это и есть позиция Грибоедова. Он считает, что ум Чацкого принесёт ему горе.
Из-за того что здесь ценятся чины и деньги, умный Чацкий объявляется сумасшедшим и его удел - быть мыслящим человеком в кругу тех, кто не понимает разницы между умом и хитростью.
Но несмотря на это, Чацкий изображен с большем привосходством, чем Фамусов. Хотя автор никому не симпатизирует.