образ печорина — одно из художественных открытий лермонтова. печоринский тип поистине эпохален, и прежде всего потому, что в нем получили концентрированное выражение особенности последекабристской эпохи, когда на поверхности «видны были только потери, жестокая реакция» , внутри же «совершалась великая работа… глухая и безмолвная, но деятельная и беспрерывная …» (герцен, vii, 209—11). печорин личность неординарная и спорная. он может жаловаться на сквозняк, а через некоторое время скакать с шашкой наголо на врага.
«не герой, а только рассказчик случая, которого он был свидетелем. человек решительный, алчущий тревог и бурь. таинственный человек, с сильной волею, отважный, не бледнеющий никакой опасности, напрашивающегося на бури и тревоги, чтобы занять себя чем-нибудь и заполнить бездонную пустоту своего духа. в нём два человека: первый действует, второй наблюдает. причины ссоры с самим собой глубоки и в них же кроется противоречие между глубиной души и мелкостью поступков. в самых пороках его проблескивает что-то великое, как молния в чёрных тучах, и он прекрасен и полон поэзии. этот человек не пылкий юноша, который гоняется за впечатлениями и отдаёт себя первому из них, пока оно не изгладится и душа не успросит нового. нет, он вполне пережил юношеский возраст, этот период романтического взгляда на жизнь… он в состоянии рефлексии — а это значит, что человек распадается на два человека, из которых один человек живёт, а второй судит о нём. душа печорина — не каменистая почва, но засохшая от зноя пламенной жизни земля… » (в. г. белинский) .
дуние танудагы суракка уксайды екен