Из первой главы мы узнаем о том, кто такой Тарас, о его жизни, до того как он отправился в поход. Мы узнаем о том, что у Тараса было два сына, о том, что Тарас был женат. О том, как Тарас несправедливо относился к своей жене. Мы узнаем, что сыновья Тараса только что вернулись с учебы, и что он затеял поход, только для того, чтобы похвастаться перед своими друзьями тем, какие стали его сыновья. Мы узнаем о том, что Тарас был жестоким, но справедливым человеком, что очень сильно любил сыновей и свою Родину.
Сыновья Тараса Бульбы окончили Киевскую бурсу и, приехали домой. Братья были молоды и красивы. В силу разности их характеров и в бурсе они были отличны друг от друга.
Остапу знания в бурсе давались труднее. Да он и не хотел учиться и четыре раза закапывал в землю свой букварь. Только под угрозой отца он остался в бурсе. Провинившись, Остап сам ложился на пол под розги и не просил пощады. Он был верным товарищем, и бурсаки единодушно любили его.
Андрий же, наоборот, старался отвертеться от порки, как мог. Учился он охотно, без напряжения, но так же, как и Остап, мечтал о подвигах и сражениях.
Оба брата очень обрадовались, узнав, что поедут с отцом в Запорожскую Сечь. По дороге каждого занимали свои мысли. Остап думал о сражениях, он страстно мечтал о ратных подвигах, хотел ни в чем не уступить своему прославленному в битвах отцу. «Он был суров к другим побуждениям, кроме войны и разгульной пирушки, по крайней мере, никогда почти о другом не думал»
Старый запорожец Тарас Бульба считал, что. лучшая школа для его сыновей — Запорожская Сечь, только там можно научиться чему-нибудь стоящему, набраться разума. Не дав сыновьям отдохнуть с дороги и побыть с матерью, Тарас Бульба забирает Остапа и Андрия в казацкую вольницу. Казаки всему учились сами, «юношество воспитывалось и образовывалось в ней одним опытом, в самом пылу битв» .
О
Бирюком в Орловской губернии называли угрюмого и одинокого человека. Лесник Фома
жил в закоптелой и низкой избушке с двумя малолетними детьми; жена его бросила,
семейное горе и тяжелая жизнь сделали его еще более угрюмым и необщительным.
Образ Бирюка сложный и противоречивый, и, чтобы разобраться в нем, надо обратить внимание на художественные средства, которыми воспользовался автор.
Описание обстановки дома Бирюка говорит о том, насколько беден герой. Печальное
зрелище представляло собой это жилище: «Я посмотрел кругом — сердце во мне заныло:
не весело войти ночью в мужицкую избу» .
Психологический портрет лесника свидетельствует об исключительной силе Бирюка;
становится понятно, почему все окрестные мужики боялись его. «Он был высокого роста,
плечист и сложен на славу. ..Черная курчавая борода закрывала до половины его суровое
и мужественное лицо; из-под сросшихся широких бровей смело глядели небольшие карие
глаза» . С виду этот человек грубый и грозный, а на самом деле — справедливый и добрый.
Он очень честный. Будучи лесником, мог бы построить себе хороший дом, а Бирюк никому не позволял красть господский лес, но и сам не брал ни бревна. И рассказчик явно
любуется своим героем.
Ключ к пониманию характера Фомы — прозвище, которым его наделяют крестьяне. От них
мы получаем косвенную характеристику лесника: «Мастер своего дела» ; «вязанки хворосту
не даст утащить»; «силен... и ловок, как бес.. . И ничем его взять нельзя: ни вином, ни деньгами; ни на какую приманку не идет» .
Сюжет, состоящий из двух эпизодов (лесник встретил охотника во время грозы и
ему; он же поймал крестьянина на месте преступления, а потом отпустил его на свободу) , раскрывает лучшие черты характера героя. Фоме трудно сделать выбор: поступить по
велению долга или мужика. Отчаяние пойманного крестьянина пробуждает у
лесника жалость, которую обычно он старается подавлять.
Оба основных персонажа: лесник, Фома Кузьмич, и пойманный им мужик находятся в равных социальных и житейских условиях. Однако у двух этих людей разные жизненные позиции.
Но как бы ни поступил Бирюк, он в любом случае нарушает закон: либо в
отношении неприкосновенности частной собственности, либо в отношении человечности.
Бирюк в данной ситуации выбрал человечность.
26 мая 1799года