Произведение «Спящая красавица» является традиционной народной сказкой жителей Европы. Однако самой популярной ее трактовкой считается вариант, написанный Шарлем Перро в 1697 году. Немного позже была опубликована версия «Спящей красавицы» братьев Гримм.
Центральное место в пьесе занимает судьба Катерины: история ее замужества, жизнь в доме Кабановых, любовь ее и тоска по воле. По складу своего характера Катерина резковыделяется из той среды, в которую она попала. В этой исключительности и своеобразии характера героини и заключается причина глубокой жизненной драмы, которую должна была пережить в "темном царстве" Диких и Кабановых.Катерина- натура поэтически-мечтательная. Образ птицы часто возникает в ее сознании: "Отчего люди не летают! отчего люди не летают, так, как птицы?... Мне иногда кажется, что я птица. Когда стоишь на горе, так тебя и тянет лететь. Вот так бы разбежалась, подняла руки и полетела...". Вспоминая о своем детстве и девичьих годах, промелькнувших так незаметно, Катерина сама рассказывает Варе о том, как сформировался мир ее чувств и настроений. Тогда, в родительском доме, она жила, "точно птичка на воле". Ласки матери, которая в ней "души не чаяла", уход за любимыми цветами, которых у Катерины было "много-много", вышивание по бархату -вот круг тех ежедневных впечатлений, под влиянием которых сложился ее внутренний мир. Впечатлительная от природы, Катерина жадно прислушивалась к рассказам странниц и богомолок. В результате в ней сильно развились воображение, фантазия, религиозная мечтательность. Жила Катерина замкнутым внутренним миром, погружаясь порой в какие-то сны наяву, подобные сказочным видениям. "...В солнечный день из купола светлый столб вниз идет, и в этом столбе ходит дым, точно облака, и вижу я, бывало, будто ангелы в этом столбе летают и поют. А то, бывало, ночью встану... да где-нибудьв уголке и молюсь до утра. Или рано в сад уйду... упаду на колена, молюсь и плачу, исама не знаю, о чем молюсь и о чем плачу..." - рассказывает она Варваре. Катеринаобладает пылкой и страстной душой, "Такая уж я зародилась горячая! - говор ила она, -яеще лет шести была, не больше, так что сделала! Обидели меня чем-то дома, а делобыло к вечеру, уж темно, я выбежала на Волгу, села в лодку, да и отпихнула ее от берега. На другое утро уж нашли, верст за десять!..,". Катерина не только на смелыепоступки, но и на полный разрыв с опостылевшей ей жизнью. "Эх, Варя, не знаешь ты моего характеру! - Признается она. - Конечно не дай бог этому случиться! А уж коли очень мне здесь опостылет, так не удержать меня никакой силой. В окно выброшусь, в Волгу кинусь.Не хочуздесь жить, так не стану, хоть ты меня режь!"И вот Катерина попадает в семью Кабановой, в атмосферу ханжества и назойливой, мелочной опеки. После домашнего рая, с его волшебным миром грез и видений, Катерина попадает в обстановку "темного царства". Естественно, что конфликт между "темнымцарством" и душевным миром Катерины оказался неизбежным.
Показывает читателю, что для простого сельского люда - практически нищих бедняков - единственной нитью существования является вера в надежду ("Ужель поденный труд наклонности к мечтам еще в нас не убил?.."). Им не нужно ничего, кроме родной земли. Только благодаря ей они сыты и сильны. Их не сгубить рабский труд и физический гнет; Их душа все равно свободна - она радуется тому, что видит ("Далекий свод небес, усеянный звездами"), их веселит простой журчащий ручей.
Произведение «Спящая красавица» является традиционной народной сказкой жителей Европы. Однако самой популярной ее трактовкой считается вариант, написанный Шарлем Перро в 1697 году. Немного позже была опубликована версия «Спящей красавицы» братьев Гримм.