Перед сражением русская армия "молча, долго отступала", все "боя ждали", построили редуты, принесли присягу, ночью перед сражением готовились: "кто кивер чистил", "кто штык точил", а "француз ликовал".
Сначала командир призывает их умереть за Москву, затем они видят французов, которые "двинулись, как тучи", начался страшный бой, который закончился победой русских "отступили басурманы").
Старый солдат изображает своих товарищей, командира и французов.
Для него это самое главное событие в жизни: это сражение определяет, как должен поступать каждый русский солдат, является критерием смелости, отваги, русской мощи.
В словах ветерана звучит укор молодому поколению: "богатыри — не вы!", он приводит слова командира, как надо поступать русскому солдату: "Умрём же под Москвой, как наши братья умирали!" и наказывает "клятву верности сдержать".
Мцыри является центральным персонажем одноименной романтической поэмы М. Ю. Лермонтова. Хотя история героя повествуется с момента его появления у стен монастыря в качестве пленника русского генерала, чуть позже автор рассказывает и о более раннем периоде его жизни. Мцыри родился в горском ауле. Когда ему было около шести лет, он был пленен и лишен семьи. Впоследствии на протяжении всей жизни он мечтал отыскать родной край и хоть издалека увидеть родных братьев и сестёр.
Когда он оказался на свободе, то к нему вернулись давно забытые воспоминания об отчем доме, о родном ауле и даже вспомнилась родная речь. С шести лет мальчик воспитывался монахами Мцхетского монастыря. Они его выходили, окрестили и научили говорить по-грузински. Но за годы, проведенные в монастыре, Мцыри не потерял горского нрава и свободолюбия. Он знал, что его предки жили в союзе с дикой природой. Они были зоркими, как орлы и смелыми, как львы. Когда пришло время принять постриг, он выскользнул из стен монастыря и решил найти свой маленький «рай», запрятанный в горах.
За три дня странствий он так и не нашел дорогу домой, но вспомнил многое из детства. Ему виделся родной аул с высокими деревьями и журчащими горными ручьями, отчий дом, строгий и благородный отец, милые сестры. Эти видения, от которых теплело сердце юноши, были словно в полусне. Они были окрашены нежными тонами, в то же время омрачены невыплаканными слезами и горькой тоской. Увы, он так и не смог найти свой край. Он полагал, что годы, проведенные в монастырском заточении, отняли у него дар находить путь домой.