Тема воспитания всегда волновала Фонвизина. Он неутомимо ратовал за расцвет просвещения в России и считал, что воспитанные в строгих гражданских правилах дворяне будут достойными руководителями страны. А в том, что воспитание молодых дворян было поставлено чрезвычайно дурно, сомневаться не приходится. Нам кажется смешным пример воспитания Митрофанушки, чье имя уже давно стало нарицательным для обозначения неуча, невежды и лентяя, но ведь это был отнюдь не единичный случай. Напротив, весьма редкими казались молодые люди, подобные Милону и Софье. Конечно, Фонвизин здесь не задавался целью изобразить какого-то конкретного Митрофана. Он, как настоящий художник, пошел по пути реалистического обобщения, типизации, поэтому мы и сегодня вполне свободно можем найти такого Митрофана среди нас.
I. Развалины Вася, Валек и Маруся. Иллюстрация Н. Кустова В городе Княжье-Вено* есть старый заброшенный замок, где живут нищие. Однажды в этом замке происходит столкновение между нищими, часть из которых в итоге оказывается на улице. (*прототипом является город Ровно, Украина) II. Проблематические натуры Выгнанные из замка нищие поселяются в старой часовне. Главным среди этих бедняков становится пан Тыбурций. У него есть двое приемных детей – Валек и Маруся. III. Я и мой отец В этом же городе живет мальчик Вася – главный герой рассказа. Мальчик живет с отцом и маленькой сестрой Соней. Мать мальчика умерла, отец мало занимается сыном. Из-за этого Вася проводит много времени на улице. IV. Я приобретаю новое знакомство Однажды Вася и его приятели идут в старую часовню. Приятели Васи от страха убегают, а сам он остается. Внутри часовни Вася встречает мальчика Валека и его сестру Марусю, которые живут в заброшенной часовне. Они приглашают Васю приходить к ним в гости. Дети решают видеться тайно, чтобы Тыбурций не узнал. Вася уходит и никому не говорит о своих новых друзьях. V. Знакомство продолжается С этих пор Вася постоянно тайно навещает Валека и Марусю. Дети становятся друзьями. Вася замечает, что Маруся все время грустна (жизнь в "подземелье" портит здоровье девочки). VI. Среди «серых камней» Однажды Вася и Валек встречаются на улице в городе. Вася видит, что его друг что-то затевает. Позже он узнает, что Валек украл на рынке булку для сестры Маруси. Сам Вася понимает, что воровать нехорошо, но ему также жалко своих нищих друзей. Вася приходит домой и горько плачет. VII. На сцену является пан Тыбурций Однажды пан Тыбурций застает Васю в «подземелье» в гостях у Валека и Маруси. Сначала маленький гость боится Тыбурция, но вскоре они становятся приятелями. VIII. Осенью Вася по-прежнему тайно приходит в гости в «подземелье» к Валеку, Марусе и Тыбурцию. Маленькая Маруся начинает сильно болеть: она слабеет на глазах и все больше лежит в постели. IX. Кукла Вася надеется подбодрить Марусю. Он просит у сестры куклу и дает ее больной Марусе. Та радуется подарку и ненадолго чувствует себя лучше. Тем временем отец Васи узнает о том, что мальчик дружит с нищими. Отец решает изолировать сына от "дурного общества" и не выпускает его из дома. Однажды домой к Васе приходит пан Тыбурций с куклой. Он сообщает, что Маруся умерла. Тыбурций заступается за Васю перед его отцом и объясняет, что мальчик не сделал ничего плохого. Тогда отец отпускает Васю попрощаться с умершей Марусей. Заключение После смерти Маруси пан Тыбурций и Валек бесследно исчезают из города. Вася, Соня и их отец навещают могилку Маруси. Став взрослыми, Вася и Соня уезжают из города. На прощание они также приходят на могилку Маруси. Конец.
Здравствуй, моё недалекое будущее! Знаешь, один мудрый человек сказал: счастье - это не жизнь без забот и печалей, это состояние души. А другой добавил: хочешь быть счастливым - будь. Я из тех, кто хочет быть счастливым, а поэтому обязательно буду. Я уже и теперь счастлив. Мое счастье в здоровых и молодых родителях, крепкой и дружной семье, в возможности получить хорошее образование. Но настанет такое время, когда мое счастье будет зависеть только от меня самого, и ни от кого более. Тогда я смогу быть счастливым, если моя страна будет сильной, свободной, мирной и независимой. Если во главе моей страны будут находиться мудрые правители. Если они будут принимать решения поддерживать благосостояние, здоровье, работо моего народа на высоком уровне. Я буду счастлив, если буду уверен, что люди придут мне на в трудной жизненной ситуации, что бы со мной ни случилось. Я смогу быть счастливым, если сам я буду кому-то нужен, если буду нужен тому, кто нужен мне, если буду любить и быть любимым. И я готов потрудиться для того, чтобы достичь своего счастья, и, если я этого хочу, то я этого добьюсь!
Тема воспитания всегда волновала Фонвизина. Он неутомимо ратовал за расцвет просвещения в России и считал, что воспитанные в строгих гражданских правилах дворяне будут достойными руководителями страны. А в том, что воспитание молодых дворян было поставлено чрезвычайно дурно, сомневаться не приходится. Нам кажется смешным пример воспитания Митрофанушки, чье имя уже давно стало нарицательным для обозначения неуча, невежды и лентяя, но ведь это был отнюдь не единичный случай. Напротив, весьма редкими казались молодые люди, подобные Милону и Софье. Конечно, Фонвизин здесь не задавался целью изобразить какого-то конкретного Митрофана. Он, как настоящий художник, пошел по пути реалистического обобщения, типизации, поэтому мы и сегодня вполне свободно можем найти такого Митрофана среди нас.