Почему неизбежен конфликт между Чацким и фамусовским обществом? Основная мысль: конфликт между Чацким и фамусовским обществом неизбежен. В доме Фамусова столкнулись две различные идеологии, два различных мировоззрения: представители старого, отжившего «века минувшего» и нового, нарождающегося «века нынешнего». Умному и благородному Чацкому нет места среди консервативных, невежественных низкопоклонников и льстецов.
I. Острота и непримиримость столкновений Чацкого с миром фамусовых, молчалиных и скалозубов – отражение общественного конфликта эпохи.
II. Различие взглядов Чацкого и московского общества.
1. «Век нынешний» и «век минувший» в оценке Чацкого и Фамусова.
2. Отношение к новым веяниям века представителей фамусовского общества и Чацкого.
3. Служение Отечеству в представлении Фамусова, Скалозуба, Молчалина и Чацкого.
4. Отношение к крепостному праву Чацкого и представителей «века минувшего».
5. Идеал жизни и его достижения в фамусовском обществе; отношение Чацкого к этому идеалу.
6. Взгляд представителей двух идеологий на просвещение, образование, воспитание.
7. Преклонение перед иностранным и отношение к этому Чацкого.
8. Обострение общественного конфликта личной драмой героя.
III. Чацкий – победитель или побежденный?
Я помню чудное мгновение:
Передо мной явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты.
Женщину, которую он так сильно любил, Пушкин сравнивает с чем-то божественным, неземным. Она у него как «гений чистой красоты» , возвышенная, всегда необыкновенно прекрасная. Вся жизнь его пошла ходом, все преобразилось с ее появлением. В томлениях грусти поэт часто в памяти своей слышал ее нежный голос, ему снились милые черты. И даже несмотря на то, что время постепенно стирает в памяти все:
Шли годы. Бурь порыв мятежный
Рассеял прежние мечты,
И я забыл твой голос нежный,
Твои небесные черты.
И все будто в забытье, в глуши, во мраке заточенья, без слез, без жизни, без любви. Пушкин страдал оттого, что его «гений чистой красоты» был далеко от него, их разделяли расстояния, поэтому его поэтическая душа страдала в разлуке с ней. Однажды Пушкин вновь ее повстречал:
Душе настало пробужденье,
И для меня воскресли вновь
И божество и вдохновенье
И жизнь, и слезы, и любовь.
Снова повстречав ту, в которую он так безумно был влюблен, поэт как бы вновь перерождается, вновь оживают все его мечты, он опять по-настоящему счастлив. Ведь не секрет, что для Пушкина любовь - это то самое светлое, радостное чувство, которое пробудить, воскресить к жизни любую потухшую душу. Поэтому ему необходимо это чувство - оно вдохновляет его всякий раз на творческий подвиг.